Поиск загружается...

Владимир Путин потребовал не превышать рост тарифов на электроэнергию и топливо!

Версия для печатиВерсия для печати
Владимир Путин потребовал не превышать рост тарифов на электроэнергию!

На прошедшей неделе, 17 февраля, В.В.Путин на заседании Президиума Правительства РФ потребовал от региональных и федеральных властей не превышать предусмотренный рост тарифов на электроэнергию в 15%. Премьер-министр также поручил ФАС продолжить мониторинг динамики снижения цен на горюче-смазочные материалы. 

Фрагмент стенограммы заседания Президиума Правительства РФ - 17 февраля 2011 года

В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день! Начнём с оперативных вопросов. Как вы помните, на совещании по подведению итогов работы энергетического сектора мы говорили о проблемах, связанных с необоснованным, по мнению Федеральной антимонопольной службы, завышением цен на нефтепродукты. 9 февраля мы об этом говорили, были приняты определённые решения, были достигнуты договорённости с основными нефтяными компаниями. Хотелось бы сегодня посмотреть, что происходит на рынке. Надо сказать, что, по имеющимся у меня данным, определённое снижение есть: цена на зимнее дизельное топливо в среднем сократилась на 2 рубля. Граждане, кстати говоря, активно включились в работу, самым активным образом сбрасывают нам информацию по различным каналам, в том числе через сеть Интернет. Я просил Антимонопольную службу мониторить,Министерство энергетики. Хотел бы послушать сегодня руководителей Антимонопольной службы. Пожалуйста.

И.Ю.Артемьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Правительства! Мы ежедневно получаем данные из каждой области Российской Федерации. Вот последние данные, о которых я скажу, мы получили с Дальнего Востока и Сибири сегодня, вчера вечером - по центральной области России. К сожалению, снижение цены как в опте, так и в рознице идёт меньшими темпами, чем мы ожидали. Если говорить о снижении цен в рознице, на своих собственных бензоколонках больших вертикально-интегрированных компаний, то в среднем это снижение составило не 2, а 1 рубль, что составляет в 2 раза меньший темп снижения по отношению к тому, который мы ожидали. Снижение составляет не 10-12%, на которые мы рассчитывали, а 4%, в некоторых регионах - 5%, а в среднем - меньше 5%. Если говорить об оптовом звене, то мы рассчитывали на большее снижение, на те же самые 10-12%, что соответствовало бы даже некоторым премиям для нефтяных компаний относительно расчёта мировых цен по принципу net back. Снижение в опте составило около 2 тыс. рублей, а мы считаем, что оно должно быть в 2 раза большим. Тем не менее определённая положительная динамика есть, но всё-таки действия компаний недостаточны.

Позавчера случилось очень важное событие: президиум Высшего арбитражного суда вынес решение по иску монопольного органа о штрафе в 4,7 млрд рублей на компанию «Газпромнефть».

Таким образом, и первая, и вторая волна антимонопольных расследований успешно завершены, общая сумма штрафов составит более 15 млрд рублей и она уже перечисляется в государственный бюджет. Нам кажется, что такая позиция, а это прецедентное решение ВАСа (Высшего арбитражного суда), должна ускорить те процессы, которые есть.

Вместе с тем, понимая, что снижение цен идёт недостаточно уже в десятках различных регионах, мы вынуждены были возбудить антимонопольное расследование. А это целый ряд регионов, где цены уже носили монопольный характер и до совещания 9 февраля, и после совещания недостаточно снижаются. Поэтому в принципе нефтяные компании должны задуматься в ближайшую неделю. Ещё неделю, наверное, стоит подождать, поскольку здесь не должно быть шоковой динамики, потому что тогда и независимая розничная цена пострадает, если будет слишком быстрое снижение цен, особенно на бензоколонках самих интегрированных компаний.

В.В.Путин: Речь идёт не только о «дизельке», а речь идёт и о бензинах.

И.Ю.Артемьев: Прежде всего я говорил о дизельном топливе, потому что беспрецедентная вещь: дизельное топливо стоило дороже, чем 92-й, 95-й бензин, и сегодня во многих регионах это совершенно недопустимое соотношение сохраняется. Связано это было с тем самым искусственным дефицитом, который, на наш взгляд, умудрились создать нефтяные компании. Сейчас нефтяными компаниями предпринимаются меры по наращиванию объёмов продаж. И мы ожидаем, что в принципе всё должно вернуться по состоянию на октябрь-ноябрь 2010 года, когда дизельное топливо традиционно стоило ниже 92-го бензина. Это тоже очень важный показатель.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что динамика такая есть, но она абсолютно недостаточная относительно тех целей и задач, с которыми компании сами согласились, а также относительно формульного ценообразования по мировым правилам, по обычным деловым оборотам. То есть всё равно происходит не совсем так, как хотелось бы.

В.В.Путин: Вы продолжайте эту работу. Я особо хотел бы отметить, что нет никакого желания, разумеется, ставить наши нефтяные компании в какое-то невыигрышное положение, наносить ущерб их экономической деятельности. Такой задачи у Правительства нет, но цены на рынке должны быть экономически обоснованными. Это очевидный факт.

Кроме того, мы договорились реализовать целый пакет мер по повышению прозрачности и предсказуемости ценообразования на топливном рынке. И вы говорили об этом, и Сечин Игорь Иванович говорил, и министр энергетики, что нам нужны механизмы, которые защитят потребителя. Это, конечно, в том числе и развитие биржевой торговли, исключение необоснованных посредников. Вот, кстати говоря, чтобы биржевая торговля развивалась, нам нужно вносить - ваш заместитель был в прошлый раз на Президиуме, он формулировал эти предложения - определённые коррективы в правила работы самой биржи.

Но есть и ещё одно обстоятельство, на которое я бы хотел обратить внимание присутствующих здесь коллег: крупные бюджетные потребители тоже должны работать на бирже.

Игорь Иванович, пожалуйста.

И.И.Сечин: Уважаемые коллеги! По результатам работы после проведённого совещания реально снижены оптовые цены на нефтепродукты, производимые нашими вертикально-интегрированными компаниями. В среднем такое снижение оптовой цены на НПЗ составило 2 тыс. 75 рублей с тонны. На заправках, входящих в системы вертикально-интегрированных компаний, также снижены цены, причём на некоторую номенклатуру, на отдельные виды дизельного топлива снижение составило 2 рубля 31 копейку. Вы правильно упомянули, что есть такие показатели. В целом снижение идёт и по всей продуктовой линейке: на бензин Аи-95 - 1 рубль 8 копеек, Аи-92 - 1 рубль 10 копеек, зимнее дизельное топливо - 1 рубль 56 копеек. Мы сейчас отладили получение данных прямо с заправок, Владимир Владимирович, у нас фотографии есть. Я после совещания могу Вам показать прямо по каждой компании реальную информацию об этой работе.

Видимо, в данных Антимонопольной службы присутствуют также цифры по продажам в независимых сбытовых сетях, которые, конечно, выравнивают этот показатель. Считаем, что достигнутые результаты не должны восприниматься как конечная цель, мы должны переходить к получению системных результатов, о чём Вы сказали, Владимир Владимирович. И для этого в целях оперативного контроля и своевременного реагирования на изменение цен образована межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития, нефтяных компаний, а также биржи, «Транснефти» и РАО РЖД. Для создания референтных индикаторов цены предлагается увеличить объёмы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от объёмов нефтепродуктов, производимых каждым НПЗ, работающим в стране, в том числе, не входящим в систему вертикально-интегрированных компаний.

Предлагается также рассмотреть вопрос, о котором Вы сказали, - это установление требования об осуществлении обязательных госзакупок в объёме не менее 50% от общих объёмов для бюджетных организаций, являющихся крупными потребителями нефтепродуктов через биржу.

Мы после проведённого Вами совещания поручили ФСФР совместно с федеральными органами исполнительной власти представить предложения по формированию состава биржевого комитета. На проведённых совещаниях поручили Минрегиону совместно с главами регионов проработать вопрос развития сети альтернативных автозаправочных станций для создания референтных цен в регионах, возможно, также - развития сетей вертикально-интегрированными компаниями. Предлагаем вопросы, связанные с конъюнктурой рынка нефтепродуктов, ежеквартально рассматривать на заседаниях правительственной комиссии по вопросам развития ТЭКа и по итогам мониторинга в феврале и марте ещё раз доложить Вам текущую ситуацию и конкретные меры для стабилизации этой работы.

В.В.Путин: У нас наши потребители большие, крупные, бюджетные на бирже работают?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, до сих пор ни одного контракта по данным на вчерашний день. Я разговаривал с руководителем Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Это основная биржа, на которой реализуются нефтепродукты: по прошлому году итог их работы был 7 млн отторгованных контрактов, но ни одна федеральная структура не участвовала в работе на бирже.

В.В.Путин: Мы в течение многих лет говорим о необходимости развития биржевой торговли по разным направлениям, а сами федеральные структуры на биржах не работают. Министерство экономического развития принимало участие в выработке этих правил, принципов, да? Вы рассчитывали на то, что наши ведомства будут там представлены?

Э.С.Набиуллина: Безусловно, рассчитывали. И не только для того, чтобы сбить референтную цену, но и для того, чтобы была эффективность госзакупок и прозрачность госзакупок. Мы предполагали, что могут выходить на биржу...

В.В.Путин: Крупнейшие наши бюджетные потребители какие?

Э.С.Набиуллина: Начиная от министерств и ведомств, и бюджетные учреждения должны на эту систему переходить, на мой взгляд.

В.В.Путин: А самые крупные какие?

Э.С.Набиуллина: Вы имеете в виду по покупке нефтепродуктов?

В.В.Путин: Нефти и нефтепродуктов.

Э.С.Набиуллина: Это системы МинобороныМВД, которые закупают больше всего.

В.В.Путин: Как раз ваш сосед слева - министр обороны. Я обращаю ваше внимание, проконтролируйте и поработайте с вашими соответствующими структурами, с тем чтобы они могли... Чтобы они не могли, а чтобы они начали работать на бирже.

Да, пожалуйста, Артемьев (обращаясь к И.Ю.Артемьеву - руководителю Федеральной антимонопольной службы).

И.Ю.Артемьев: Я бы хотел обратить внимание, что после Вашего поручения о создании бирж была разработана поправка очень короткая в 94-й закон. Потому что 94-й закон сегодня обязывает все ведомства размещаться на пяти электронных площадках, тогда как в отношении нефтепродуктов было Ваше поручение изъять это из компетенции этих пяти электронных площадок и перевести на эти товарно-сырьевые биржи. Но нужно, чтобы ведомства - Министерство обороны, МВД - имели законодательную возможность это сделать, внести законодательную поправку и очень быстро закончить над ней работу. Она давно готова.

В.В.Путин: Анатолий Эдуардович (обращаясь к А.Э.Сердюкову - министру обороны Российской Федерации), Кто у вас занимается тыловым обеспечением из замов?

А.Э.Сердюков: Булгаков (Д.В.Булгаков - заместитель министра обороны).

В.В.Путин: Дайте ему соответствующую команду. Пусть с коллегами поработает и все необходимые механизмы...

А.Э.Сердюков: Я как раз хотел сказать, что нужно, во-первых, внести изменения, а во-вторых, мы достаточно большое количество сейчас берём из росрезерва. То есть мы оттуда как бы обновляем и начинаем систему выстраивать, оттуда выбираем часть топлива.

В.В.Путин: Но росрезерв, он и есть резерв. Он же предусмотрен...

А.Э.Сердюков: Нет, когда сроки выходят.

В.В.Путин: Понятно. Допустим, там просто подошёл срок обновления запасов - это понятно. Но это же не постоянная ситуация - разовая. Освежение, как они говорят, этих товаров. Но вот они «освежат», а потом надо будет работать в нормальном режиме.

Рашид Гумарович (Р.Г.Нургалиев - министр внутренних дел) сегодня на Северном Кавказе. Я знаю, его заместитель есть. Кто здесь?

С.А.Герасимов: Да. Герасимов Сергей Александрович, заместитель министра.

В.В.Путин: Вас тоже касается. Пожалуйста, как вы собираетесь работать там?

С.А.Герасимов: Я думаю, что прежде всего мы будем работать совместно с Минобороны по созданию правовой базы для решения этого вопроса в окончательной версии. Мы тоже считаем, что прозрачность при закупке горюче-смазочных материалов и, в частности, топлива, если мы выйдем на биржу, нам очень развяжет руки и поможет контролировать процесс.

В.В.Путин: Давайте. Рашид Гумарович (Р.Г.Нургалиев) сам занимается вопросами оперативного характера, в том числе организацией помощи семьям погибших сотрудников внутренних дел. Если есть необходимость поддержать с уровня Правительства, то сформулируйте свои потребности - мы это сделаем.

С.А.Герасимов: Есть.

В.В.Путин: Что касается работы на бирже, то это относится не только к силовым ведомствам, а ко всем нашим министерствам и ведомствам. Я прошу обратить на это внимание и, Игорь Иванович (Сечин), посмотреть на это повнимательнее, с коллегами поработать и помочь организовать эту работу.

Теперь второй вопрос, касающийся тарифов и цен на электроэнергию. Меня очень беспокоит то, что сейчас происходит на этом рынке. Я хочу напомнить: мы определили, что рост цены на электроэнергию для конечных потребителей не должен превышать 15%. Рост цены! Однако, по информации, которая поступает из регионов, рост гораздо более высокий: например, по Тверской области - 32,9%, по Курской области - 33,2%, по Саратовской области - 32%, по Омской области - 30%, по Астраханской области - 46,5%, по Пензенской области - 37%.

Между тем есть регионы, которые ведут себя иначе, не выходят за параметры хотя бы 20%. Это Вологодская областьКарелия - 15%, Костромская - 15,4%, Тульская - 16,7%,Нижегородская - 16,5%, Тамбовская - 17%, Воронежская - 19%, Самарская - 18%, Кабардино-Балкария - 16%, Республика Северная Осетия - 15%, Пермский край - 15,9%,Республика Алтай и Алтайский край - 15,4%, Томская область - 17,5%.

Почему в других регионах такой рост? Пожалуйста, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), прокомментируйте, что там происходит? У нас и коллеги из регионов есть, я бы хотел вас тоже послушать.

И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович! Прирост цен на электроэнергию для конечного потребителя в 2011 году Правительством прогнозировался на уровне значения не более 15%, если конкретно - 14,9%. При этом по регионам и группам потребителей прогнозировалось следующее среднее значение: по европейской части Росси и Уралу - 12,5%, по Сибири - 12%, по территориям, не входящим в ценовые зоны, где сохраняется регулирование, - плюс 4,5%, для населения - 9,6%. Вместе с тем следует отметить...

В.В.Путин: Рост цен на электроэнергию для населения не должен превышать 9,6%.

И.И.Сечин: 9,6% - такие параметры закладывались в прогнозы на этот год, и мы считаем возможными и необходимыми их выполнить.

В.В.Путин: А какова структура повышения цены? Что там сидит в этом повышении?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, как Вы отметили, по 38 регионам и отдельным группам потребителей возникают сейчас прогнозы повышающего характера, которые Вы привели и которые допускают возможность существенного роста цены, превышающей эту планку в 15%. Вы назвали эти регионы.

В структуре этого повышения, по тому анализу, который был проведён совместно министерствами энергетики и экономического развития России, Федеральной антимонопольной службой, ФСТ и экспертными группами из Академии наук, обстоятельствами, влияющим на рост цены, являются как факторы федерального значения (порядка 41%), так и факторы регионального значения (59-60%).

Среди первой группы факторов есть объективные факторы: рост цен на топливо (по газу - на 15%) влияет на формирование цены; заниженная в отдельных регионах на начальном этапе реформирования электроэнергетики тарифная база, и в связи с этим приведение ее в соответствие даёт мощный всплеск (мы отдельно Вам доложим потом по Хакасии иИркутской области, где эта причина является объективной); инвестиционная надбавка для АЭС и ГЭС; высокие тарифы для вынужденной генерации; увеличение собственных источников финансирования за счёт тарифа в инвестиционной программе ФСК и МРСК.

Ну и региональные факторы. В региональных факторах - это рост тарифов территориальных сетевых организаций, включая холдинг МРСК; рост доли сетевой составляющей в конечной цене в связи с переходом сетевых организаций на RAB-регулирование. И по ряду субъектов, конечно, здесь очень серьёзная тревога. По Омской области услуги региональных сетевых организаций выросли примерно на 108%, по Томской - на 74,2%. Это, я подчёркиваю, сетевые услуги, а ещё не конечная цена электроэнергии, но это значительный фактор, влияющий на конечную цену для потребителя. Для Курской - на 54,3%, а цифры, которые Вы, Владимир Владимирович, назвали, - это уже конечная цена для потребителя электроэнергии. Но сетевики в этом секторе являются значительным фактором.

Мы предлагаем в отношении факторов роста цен, формируемых на федеральном уровне в текущем году, - Владимир Владимирович, подчеркиваю: в текущем году, - и при этом мы исходим из того, что принципы реформирования электроэнергетики не будут затронуты. Речь идёт об очень выверенной, точной работе по снижению субъективных факторов на конечную цену для потребителя. В этом году мы предлагаем не применять индексацию по оплате за мощность на уровень инфляции в 2011 году, но этого мы и не делали, и никогда не говорили, что это наше обязательство. Подчеркиваю: это решения для текущего года. Предлагаем изменить порядок расчёта тарифов на мощность для генерации, работающей в вынужденном режиме (это для той генерации, которая не прошла коммерческого отбора мощности). Предлагаем произвести снижение целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС, имею в виду возможность перераспределения доходов внутри этих компаний-исполнителей - внутри Росатома и «РусГидро». Для Росатома, например, от дополнительного эффекта внешнеэкономической деятельности на мировом урановом рынке - это возможно, по данным Министерства энергетики. Увеличить сглаживание тарифа для «ФСК ЕЭС» без изменений инвестпрограммы через удлинение, скажем так, источника финансирования, не на три года, а на пять лет - они получат замещение в перспективе. И предусмотреть изменения в методологию RAB-регулирования для МРСК в часть увеличения срока также с трёх до пяти лет, предусмотрев сглаживание для ограничения роста тарифов сетевых организаций, что позволит выйти на планку, о которой Вы сказали, - не превышать более 15%.

Таким образом, по первому, по индексации платы за мощность, мы должны сэкономить 12 млрд. По изменению порядка расчёта тарифа на мощность для вынужденной генерации - до 7 млрд. По целевым инвестсредствам АЭС и ГЭС - до 15 млрд, по сглаживанию тарифов ОАО «ФСК ЕЭС» - 5 млрд. Более корректный подход к инвестпрограмме МРСК вместе с территориальными сетевыми организациями даст эффект 25 млрд. Таким образом, это позволит выйти на те решения, которые Вы предложили.

Отдельная тема - это анализ факторов роста цен, сформированных на региональном уровне. Здесь, к сожалению, влияние федерального звена минимально, в состав региональных энергетических комиссий не входят представители ни Федеральной антимонопольной службы, ни Совета рынка (Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»). И подчас мы сталкиваемся с тем, что инвестпрограммы, рассчитанные на пять лет, концентрируются в более коротком периоде - за год пытаются реализовать то, что, конечно, в дальнейшем экстраполируется на цену для конечного потребителя. Здесь нужно усиливать координацию. Мы предлагаем закрепить функции по единому целостному мониторингу цен на электроэнергию за Советом рынка и на ежеквартальных заседаниях правительственной комиссии по развитию электроэнергетики этот вопрос дополнительно заслушать.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Пожалуйста, уважаемые коллеги из регионов. Давайте начнём с Тверской области.

Д.В.Зеленин: Уважаемый Владимир Владимирович! На самом деле тарифы для населения защищены: 9,5% и не выше по всем регионам России, включая Тверскую область. Но ситуация по другим потребителям, коммерческим, даже хуже, чем те цифры, которые Вы обозначили. Например, в Западнодвинском районе платежка за январь - плюс 46%, при этом Андреапольский и соседние районы как раз были подвергнуты ледяному дождю. Можно себе представить, как воспринимает малый бизнес такие платежки с такими ценами. Причём платёжки пришли на прошлой неделе.

Как объясняют энергоснабжающие организации такие цены? Они говорят: «Да ничего страшного, мы в феврале пересчитаем и уменьшим». И эти платежки, расчётные счета, приходят в социальные учреждения, малый бизнес, сельскохозяйственные предприятия. При этом решение Федеральной тарифной службы, которое состоялось в январе, убрало разрешенное количество часов использования, что должно было, по идее, привести к снижению тарифа именно для этих небольших предприятий. А на самом деле этого не произошло. Регулирования в отношении платежек, к сожалению, у регионов нет. И я предложил бы всё-таки выставление платежек возложить, например, на Жилищную инспекцию как на контрольный орган, отвечающий за коммунальное хозяйство в целом.

Второй момент. Если мы говорим про подъём сетевого тарифа, то есть тарифа на сетевую составляющую в регионах, то она, конечно, составляет не полный тариф, а меньшую его часть и полномочия регионов здесь не такие большие. Но, к примеру, когда мы в прошлом году подняли в среднем тарифную составляющую для сетевых компаний всего лишь на 3,5%, сдерживая тариф, а для МРСК мы подняли на 7,5%, то это решение было снято и открыто административное дело на руководителя региональной энергетической комиссии именно по малому подъёму тарифа. Не по большому, а по малому подъему тарифа, что привело, возможно, и к его дисквалификации на несколько лет.

Я считаю, что мы как область, как регион, перешли на метод RAB ещё в 2007-2008 году. Этот метод предполагал серьёзное инвестирование со стороны сетевых компаний, которые своими инвестициями уменьшили бы и потери в сетях, и в целом тарифную составляющую. Но, к сожалению, из тех денег, которые предполагались по этим нормативам, - а у нас в регионе на 2009 и 2010 годы предполагались инвестиции в размере чуть более 7 млрд рублей, - по факту сетевые компании инвестировали в 2009 году в МРСК 350 млн рублей, в 2010 году - 550 млн рублей. Я говорю ориентировочные цифры, они могут ещё «плавать» по 2010 году, но по 2009-му году они точные. И когда мы в 2009 году снизили тариф на эти компании, опираясь на то, что они не выполнили свои инвестиционные обязательства, то получилось, что мы должны были поднять тарифную составляющую.

Сейчас, я считаю, что если дать нам такую возможность, мы и в этом году снизили бы тарифную составляющую. Она у нас в 2011 году в среднем по региону по МРСК - плюс 15%, учитывая то, что они не выполнили свои тарифные условия.

Поэтому я считаю правильным предложения, в том числе наметить большие зоны контроля для исполнения этих инвестиционных планов в рамках года, а не только по итогу и при назначении тарифа на следующий год.

Кроме этого я могу сказать, что...Вы вот у нас были в регионе и открывали перинатальный центр - так вот мощная трансформаторная подстанция, ориентированная на весь этот комплекс и не только на него, построена на региональные деньги. То есть мы включаем в расходы региона, в том числе инвестиционные расходы на постройку, скажем так, сетевой составляющей, что компенсирует, может быть, недостачу инвестиционных планов сетевых компаний.

Вообще, сетевые компании должны развивать эти сетевые составляющие. Это происходит не только по перинатальному центру. Мы инвестируем в комплексы малоэтажной застройки, достаточно большой в Твери, и в сельской местности. То есть я считаю, что здесь надзор за инвестиционной составляющей и прежде всего компаний, которые работают по методу RAB, должен быть более принципиальным.

Я предложил бы ещё вторым пунктом увеличить степень надзора со стороны регионов Российской Федерации.

В.В.Путин: По надзору мы поговорим ещё, конечно. Но РЭК-то (Региональная энергетическая комиссия - прим.ред) ваши, вы за ними следите.

Д.В.Зеленин: Мы за ними следим, и то тарифное решение, которое мы приняли в 2009 году по 2010 году, аннулированное в связи с тем, что мы на малую сумму подняли, в общем и психологически, и административно давит на решение РЭК. Если будет такое решение, мы можем ещё раз пересмотреть разговор с федеральной...

В.В.Путин: Знаете, видимо, давит недостаточно, раз такой рост. Это во-первых. А во-вторых, Вы упомянули о том, что построили подстанцию для перинатального центра. Наверное, правильно, если другого решения не было сейчас, но забивать-то в тариф тоже нужно аккуратно такие вещи инвестиционного характера. Вы отбиваете деньги от текущей работы - вот и всё. А можно же туда "вдуть" - так там будет не 30, а 70 и 80 рост. Вот о чём речь!

Д.В.Зеленин: Владимир Владимирович, я лично...

В.В.Путин: Спасибо большое. Прошу вас.

П.Л.Ипатов(глава Саратовской области): Уважаемый Владимир Владимирович! Во-первых, по ГСМ. Мы видели в прямом эфире это дело, почти сразу, как ТНК-BP сказал, что 1 руб. 20 коп. снял, мы через три часа проверяли - уже ценники начали менять. Поэтому оперативно по ГСМ ситуация приведена в порядок.

В.В.Путин: Хорошо.

П.Л.Ипатов Что касается электроэнергии, проблема такая действительно есть. Но в каком плане? Игорь Иванович (И.И.Сечин) правильно сказал, ведь рост цен, который Вам назвали, - это потенциальный рост, который был заложен в документах, но его ещё нет, потому что только за январь будут выставлены платежи по новым тарифам, 3-4 марта только будет сделан пересчёт.

В.В.Путин: У Зеленина уже платёжки пришли.

П.Л.Ипатов А дело в том, что в отдельных субъектах отдельные, наиболее энергичные товарищи, скажем так, которым денег не хватает....

В.В.Путин: Денег всем и всегда не хватает.

П.Л.Ипатов: Но есть некоторые, которые воспользовались небольшой лазейкой (там она есть) и вперёд паровоза выставили эти счета. А на сегодняшний день, я считаю, оперативность сегодняшнего совещания и его ценность заключаются в том, что есть возможность сегодня превентивно не допустить роста цен, который был заложен.

Я могу сказать по Саратовской области. Когда мы получили расчёты федерального комитета по тарифам, то увидели, что рост тарифов у конечного потребителя на 15% превышает, и он превышает в основном в зоне ответственности федерального уровня. Я могу сказать по сетевым областным компаниям: мы подняли цены на 7% (была рекомендация - до 10%). Межрегиональные компании, «МРСК-Волга» например, там предел был 15% - мы подняли в пределах 13%. Полностью выдержали в своей зоне ответственности рекомендации федерального центра. А вот что касается расчётов, которые были сделаны для Федеральной сетевой компании Российской Федерации и роста цен на оптовом рынке - там были превышения.

Я этим вопросом занимаюсь с сентября прошлого года: вышел на думцев, на комитет Госдумы, Липатова (Ю.А.Липатов - председатель комитета Государственной Думы по энергетике), вышел на комитет по тарифам. Мне популярно объяснили, почему вырастут тарифы больше 15%. А вот Игорь Иванович (И.И.Сечин) сегодня чётко сказал, что будет сделано, чтобы этого не произошло. Я уверен, что если на федеральном уровне это будет это сделано, то роста тарифов у конечного потребителя не будет выше 15%.

По своей зоне ответственности скажу так, наш комитет по тарифам чётко выполнил указания федерального центра, и мы не допустили у себя, в зоне нашего регулирования, ни одного превышения. Поэтому пока и жалоб нет.

В.В.Путин: Хорошо. Пожалуйста.

С.Г.Новиков: Уважаемый Владимир Владимирович, хотел бы буквально уточнить или дополнить то, что было сказано. То, что сказал Игорь Иванович (И.И.Сечин) по федеральному сегменту, понятно, структурировано по набору изменений, в том числе действующее законодательство, и по срокам понятно, когда это может быть реализовано.

При этом я хотел бы уточнить то, о чём говорил губернатор Тверской области. На самом деле сюжет с малым подъёмом в прошлом году - это как раз следствие того, что в этом году подъём большой. Когда в течение какого-то количества времени необоснованным образом ситуация удерживается, а потом одномоментно начинают финансироваться большие программы, как раз и получается большой рост сетевого тарифа. Как раз на примере Тверской области эта тема обсуждалась на правительственном уровне в прошлом году. И 31 мая прошлого года Вы подписали постановление Правительства, которое даёт полномочия регионам снижать сетевой тариф в случае, если сетевая компания не выполняет инвестиционных программ. Поэтому данный сюжет, который был озвучен на сегодняшний день в законодательстве, на уровне решения Правительства, урегулирован.

Хотел бы обратить внимание на то, что тот комплекс мер, который сейчас предлагается, фиксирует рост цен в среднем (я подчёркиваю это слово: в среднем) по каждому региону Российской Федерации не выше 15%. У нас текущая плановая ситуация была в среднем не выше по Российской Федерации, с учётом всех факторов. Этот набор мер, который сейчас предлагается, фиксирует рост не выше 15% в среднем по каждому субъекту Российской Федерации. Но я хотел бы обратить внимание, что в предыдущие годы в силу различного рода причин на уровне регионов в рамках остатков регулируемого сектора принимались льготные решения по ряду категорий потребителей, таких как бюджетные потребители, сельхозтоваропроизводители и ряд других. Поэтому вот по этим категориям потребителей даже в рамках тех решений, которые сейчас предлагаются, к сожалению, избежать роста цен выше 15% невозможно без привлечения дополнительных инструментов - например, привлечения в том числе бюджетного финансирования или каких-то других решений. Это крайне важный фактор, и на это я хотел бы обратить внимание. Доклад закончил.

В.В.Путин: Значит, так, решение принято: 15% и не больше. И прошу всех придерживаться этого. У всех есть своя зона ответственности - и у федерального центра, и у региональных коллег, и у руководителей. И.И.Сечин предложил ряд мер, направленных на решение проблемы, - реализовывайте и через неделю-полторы мне доложите о результатах.

Конечно, нужно исполнять наши инвестиционные программы и ваши инвестиционные программы в регионах, но делать нужно с умом. Вот губернатор Курской области приболел (дай Бог ему здоровья), а по имеющимся у меня данным, если эти данные точные, а я думаю, так оно и есть, они пятилетнюю программу в один год хотят уложить, Ну, конечно, там и цены взлетят сразу. Зачем это делать, куда спешить? Или нужно обязательно нагрузить деньгами подрядчиков, что ли, за один год? Что там такое происходит, что требует таких оперативных действий?

Конечно, к инвестпрограммам нужно относиться бережно, но повторяю ещё раз: с умом. Зачем перекосы такие допускать? И, конечно, нужно в региональные энергетические комиссии ввести и представителей ФАС, и представителей совета рынка вместе с Федеральной службой по тарифам, чтобы там присутствовали коллеги и вместе с региональными руководителями принимали совместные решения.

Что касается Хакасии и Иркутской области, там база была очень слабой, поэтому проработайте с «РусГидро» и по-особому, в особой программе, с ними доведите это дело тоже до конца. Аккуратненько только. Договорились? Через пару недель доложите мне, что происходит.

 

Фрагмент стенограммы заседания Президиума Правительства РФ - 17 февраля 2011 года

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Редактор
Дата публикации: 20.02.2011 - 06:29