Откуда и что берётся в тарифах ЖКХ Московской области?
Каждый год с наступлением отопительного сезона, когда в
наших платёжках появляется уже подзабытая за летние месяцы графа «отопление» с
«увесистой» суммой к оплате, невольно задаёшь себе вопрос: а откуда берутся
такие, порой выуживающие из кошелька последние честно заработанные деньги,
расценки? Кто их
утверждает, принимает, контролирует? Эти и другие вопросы мы решили задать
специалисту, начальнику сектора по тарифам и ценообразованию администрации
Ступинского района Елене Смольяниновой.
На основании чего рассчитывается платёж за ту или иную коммунальную услугу, который, собственно, мы видим в квитанциях на оплату?
- Для начала отмечу, что структура платы за коммунальные услуги определена в
статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя плату за
холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение,
газоснабжение, отопление. Что касается непосредственно платежа за каждую из
услуг, то он рассчитывается исходя из экономически
обоснованного тарифа и объёмов потребления данной услуги, определяемых по
показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - по нормативам потребления.
- Экономически обоснованный тариф, нормативы потребления.... Откуда берутся эти величины? Кто их устанавливает? Кем и как они регулируются?
- Все шесть коммунальных услуг подлежат государственному регулированию и
утверждаются
органами государственной власти субъектов России в установленном федеральным
законодательством порядке. Каждая организация, предоставляющая коммунальные
услуги в районе, ежегодно защищает свои объёмы и затраты, относящиеся к
производству и передаче этих услуг, в Комитете по ценам и тарифам Московской области.
Так что эти цифры не берутся, как говорится, с потолка. Отмечу также, что
тарифы утверждаются сроком не менее чем на один год и могут иметь календарную
разбивку.
Нормативы потребления коммунальных услуг в нашем районе устанавливались
решениями Советов депутатов городских и сельских поселений в соответствии с
Постановлением Правительства РФ на срок не менее трёх лет, сегодня эти
полномочия - у Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Необходимо также отметить, что рост тарифов определяется предельно допустимыми
индексами, утверждёнными Министерством регионального развития РФ и Федеральной
службой по тарифам.
- Какие меры по контролю над тарифной политикой предпринимает местная власть?
- В соответствии с федеральным законодательством размер платы граждан за коммунальные услуги не доложен превышать предельные индексы максимального изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемые на очередной финансовый год по муниципальным образованиям. В связи с этим администрация района проводит постоянный мониторинг квитанций за услуги ЖКХ управляющих компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Ступинского района, а также контролирует правильность применения тарифов всеми организациями коммунального комплекса. Поэтому, если у жителей есть вопросы по выставленным счетам, специалисты нашего сектора всегда смогут ответить и дать разъяснения по каждому обращению.
- Нередко жители недоумевают: почему в поселениях нашего района разные тарифы на
коммунальные услуги? И сразу, как говорится, вдогонку, ещё один вопрос ребром: почему в Москве тарифы ниже?
- Различия в размере тарифов на территории района действительно есть. Связано это прежде всего с тем, что состояние инфраструктуры ЖКХ в каждом поселении своё. Такие факторы, как различная энергоёмкость установленного оборудования, степень изношенности и протяжённость инженерных сетей влияют на размеры расходов, необходимых на поддержание коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии. Кроме того, итоговый тариф зависит от наличия или, напротив, отсутствия собственных источников воды, особенностей технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг потребителям. Государство регулирует тарифы на газ и электроэнергию только для населения, а организации покупают эти ресурсы по цене, сложившейся на оптовом рынке, которая выше, чем для жителей региона. Что же касается Москвы, то, если я не ошибаюсь, из столичного бюджета ежегодно выделяются огромные дотации на ЖКХ. Это на самом деле уникальный случай. Ни один субъект страны свою «коммуналку» не дотирует.
- К сожалению, стоимость коммунальных услуг с каждым годом только растёт. Может ли
каждый из нас как-то влиять на цифры в своих платёжках?
- На утверждённый государством тариф жители повлиять не могут, но зато вполне могут сэкономить на объёмах своего потребления коммунальных услуг. В первую очередь рекомендую установить приборы учёта.
Посудите сами.
Когда мы приходим в магазин и просим взвесить 300 граммов колбасы, то вряд ли согласимся взять целый килограмм, когда каждая копейка на счету. Тогда почему за коммунальные услуги мы продолжаем платить по нормативам, а не по приборам учёта. Переплачиваем, а потом сами же сетуем, что дорого.
Сегодня всё большую актуальность имеет золотое правило ещё советского времени - уходя, гасите свет.
Выключайте свет, когда он не нужен, не оставляйте открытыми краны, следите, чтобы они не протекали, пользуйтесь энергосберегающими лампами и бытовой техникой с низким энергопотреблением - и цифры в ваших платёжках снизятся.