Поиск загружается...

Плохая энергоэффективность становится основной причиной роста тарифов!

Версия для печатиВерсия для печати
Плохая энергоэффективность становится основной причиной роста тарифов!

Плохая  энергоэффективность становится основной причиной роста тарифов!

Экономика страны пока не может похвастаться низкой энергоемкостью ВВП: сегодня этот показатель в 2,5 раза выше среднемировых. Общие же потери электроэнергии только за последние три года достигли 10,3 процента. А это явный путь к снижению конкурентоспособности всей отечественной промышленности. Как залатать "дыры" и модернизировать ТЭК страны предложила в опубликованном анализе Счетная палата России (СП).

Специалисты ведомства, впрочем, от сенсационных выводов  и радикальных предложений воздержались. Скорее выразили глубокую озабоченность сложившейся ситуацией. В частности, тем фактом, что низкий показатель по энергоэффективности оказывает негативное влияние на тарифную политику в отрасли. "Основными барьерами, сдерживающими развитие энергосбережения и энергоэффективности в России, являются отсутствие мотивации к внедрению технологий, недостаток информации и опыта финансирования проектов, а также недостаточно высокий уровень организации и координации процесса", - заключили эксперты СП.

Правительством России в 2010-2011 годах, - говорится  в сообщении, - на федеральном уровне практически сформирован пакет нормативно правовых актов, позволяющий реализовать основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Однако на региональном уровне законы об энергосбережении и повышении энергетической эффективности приняты или приведены в соответствие с федеральным законодательством только в каждом пятом субъекте Российской Федерации".

Анализ показал, что "организацией" и "координацией" в большинстве регионов практически не занимаются. Видимо, на местах вполне "уверенно" обеспечивают себя энергией от советского "наследия" и перспектива поиска "длинных" вложений в сектор мотивировать на модернизацию никак не способна. И получается, что сформированный Правительством РФ для пакет нормативно правовых актов, вынужден "буксовать" и истощать свой потенциал в рамках федеральных полномочий. А это автоматом ставит под сомнение достижение первостепенной цели энергосберегающей программы страны -  снижение энергоемкости российской экономики на 40 процентов к 2020 году, полагают эксперты отрасли.

Изношенность энергетического хозяйства в регионах - это далеко не единственный повод для беспокойства. Искать деньги на модернизацию и сокращение энергоиздержек России диктует объективная реальность на рынках углеводородного сырья. Нефть и газ неуклонно дорожают, их добыча и транспортировка требует гораздо больших инвестиций, чем, скажем, десять лет назад. А технология этих процессов невозможна без использования дорогих западных технологий, которые Россия пока не способна производить. Дальнейшее игнорирование выполнения этих задач может уже в недалекой перспективе поставить госказну под угрозой весомого "недобора".

Поэтому минэнерго настаивает на том, чтобы более взвешенно доработать имеющиеся механизмы финансирования модернизации ТЭК на всех уровнях. Скажем, в регионах - на основе государственно-частного партнерства.  "К проектам важно привлечь частные инвестиции и повысить объемы внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений в данном направлении", - пояснили "РГ" в пресс-службе ведомства. И добавили, что важно  при этом сохранить и расширить потенциал российского экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета, активизацию деятельности, как населения, так и бизнеса по реализации имеющегося энергосберегающего потенциала.

А пока реальная помощь регионам в осуществлении их энергоэффективных программ исходит из федеральной казны. Так,  в 2011 году сумма составит 5,27 млрд. рублей. Как объяснили "РГ" в Российском энергетическом агентстве минэнерго, проведен отбор среди 73 подавших заявки субъектов страны. И в соответствии с правилами предоставления субсидий, из федерального бюджета в их казну перечислятся соответствующие суммы на реализацию данных проектов. Пока такой "бонус" заслужили 55 регионов РФ. И в настоящий момент они работают над подготовкой проектов соглашений с минэнерго.

Однако эксперты отрасли все же опасаются, что бюджетный "пряник" поделить по-честному и потом "прожевать", не потеряв ни крошки, регионам не получится. По их наблюдениям, федеральные средства, зачастую, попадали в руки "специалистов", чьи проекты по повышению энергоэффективности ограничивались заменой лампочек и окон зданий. Тогда как достижение реального эффекта требует только на первых этапах тщательного энергоаудита объектов, составление технического и бизнес планов. Надо тратить средства, на которые осмелились далеко не все руководители, "позолоченные" федеральным рублем.

Тем не менее, расплата за скупость в нынешней ситуации ожидает быть особенно болезненной. Во-первых, потому что "дедушкины" заплатки вряд ли ощутимо сократят потери, что ударит по основным потребителям региона. И как следствие - по их бизнесу и способности исправно платить налоги. А во-вторых, потому что уже со следующего года  критерии отбора предоставления субсидий будут изменены. И часть финансирования переложено регулятором на плечи региональных бюджетов.

В минэнерго не скрывают надежд, что новая программа все же заставит региональных чиновников, как минимум, более взвешенно подходить к подсчету своих бюджетов. И, как максимум, самостоятельно искать эффективные схемы привлечения "длинных" денег и не стесняться тратить их на квалифицированные энергосервисные услуги.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Редактор
Дата публикации: 25.11.2011 - 12:57