Произвол — это, на мой взгляд, самое мягкое определение того, что происходит с оплатой за техническое обслуживание внутриквартирного (внутридомового) оборудования (ТО ВКГО) после принятия в 2013 году пресловутого постановления № 410. Этот правительственный акт возложил обязанность оплаты заключения договоров на ТО ВКГО (ВДГО) и, соответственно, оплату этой услуги на собственников квартир (домов). А с 1 июля текущего года стоимость ТО, как и всех услуг ЖКХ, была повышена. Хороший повод поинтересоваться — а как выглядит оказание этой услуги на практике?
Как живёшь, плита?
В моей квартире из газового оборудования — только четырёхконфорочная газовая плита. В начале года я удостоился визита представителей местной компании с длинным названием «Никольский ЭУГХ филиала АО Газпром газораспределение Пенза». Визит был суперкоротким — пока мужчина осматривал плиту, девушка заполняла бланк акта сдачи-приёмки выполненных работ (оказанных услуг). Через пять-семь минут акт был мне вручён, газовики попрощались и быстренько ушли.
Как я понял, это и была та самая услуга по техническому обслуживанию ВКГО, и обошлась она мне в 228 рублей 30 копеек (это ещё до повышения). Бонусом я получил требование обязательно заключить новый договор на ТО ВКГО. Что, в общем, противозаконно: Гражданский кодекс запрещает принуждение к заключению договоров.
А если посчитать?
Двести с лишним рублей, конечно, невеликие деньги, даже для пенсионера. Но некоторые подсчёты вызывают недоумение и даже возмущение. В доме 90 квартир, затратят на их обход представители того самого ЭУГХ один, в крайнем случае два дня. И заработают для своей конторы 20547 рублей! Не понеся при этом практически никаких затрат, кроме как на зарплату двоих сотрудников, но я не допускаю, что они зарабатывают по 5 тысяч рублей в день. Это, как говорил Остап Бендер, «сравнительно честный способ отъёма денег у населения», и ничего другого.
И тот факт, что тарифы устанавливает не исполнитель, а Региональная энергетическая комиссия (РЭК), в сущности, ничего не меняет. Газпром, государственная корпорация, неоправданно обогащается за наш счёт.
Формула «пришли, взглянули и ушли»
Мой пример сравнительно мелкий — речь идёт всего лишь о газовой плите, к тому же я живу в небольшом городе. Но можно найти примеры и убедительнее. Здесь же, на сайте newtariffs.ru пишется, что Мособлгаз берёт за обслуживание бытового газового счётчика 440 рублей. Давайте представим себе это «обслуживание» — пришли, взглянули, пломбы на месте, повреждений нет, составили акт, ушли. А если у вас стоит, предположим, новый отопительный котёл мощностью 62 кВт, то вы заплатите уже 3820 рублей за примерно тот же состав работ — пришли, взглянули на пломбу, составили акт, ушли. Большинство котлов, я убеждён, находится в нормальном состоянии. Сколько сотен тысяч жилых домов в Московской области имеют индивидуальное отопление?
Про безопасность газового хозяйства я знаю. И про взрывы бытового газа в жилых домах наслышан. Более того, я считаю техническое обслуживание газового оборудования крайне необходимой и очень важной работой. Но покажите её, эту работу, мне, конечному потребителю услуги и плательщику!
Владимир Царан.