Поиск загружается...

За население заплатят корпорации

Версия для печатиВерсия для печати
За население заплатят корпорации

Пока доходы россиян не вырастут, отказаться от перекрестного субсидирования тарифов для населения со стороны предприятий не удастся, но можно снизить нагрузку на малый и средний бизнес.

Минэнерго предлагает дать шанс на выживание малым и средним предприятиям и справедливо перераспределить социальную нагрузку между бизнесом и корпорациями.

Перекрестное финансирование ввели в 1990-е годы, чтобы облегчить бремя для населения. Суть механизма проста: часть электроэнергии, которую потребляют граждане и соцобъекты, оплачивают предприятия и бизнес. Таким образом поставщик ресурсов компенсирует свои убытки за счет реализации энергии промышленности и предпринимателям. По разным данным, речь может идти о сумме больше 300 млрд рублей в год. Но социальная нагрузка сегодня распределена неравномерно. Последние годы малый и средний бизнес, получающие энергию низкого и среднего напряжения из распределительных сетей, платят больше, чем крупные корпорации, которые питаются энергией высокого напряжения напрямую из магистральных сетей. Из-за тарифного перекоса основной груз перекрестного субсидирования лег на небольшие предприятия. Чтобы справедливо перераспределить нагрузку, в 2019 году в Минэнерго предложили реформировать систему и дифференцировать тарифы на услуги Федеральной сетевой компании (Россети). Речь о том, чтобы со следующего года поднять тариф на передачу энергии по магистральным сетям и снизить его на потребление через распределительные сети.

Как рассказала директор департамента по связям с органами власти Ассоциации НП ТСО Наталья Готова, проблема перекоса перекрестного субсидирования не решается уже восемь лет.

«В результате крупный бизнес получает преференции по сравнению с мелким и средним. Такая ситуация сохраняется с 2012 года, с тех самых пор, как была отменена „последняя миля“. По сути, предложение Минэнерго заключается в том, чтобы перераспределить нагрузку по „перекрестке“ на более справедливых условиях», — отметила эксперт.

По ее словам, суть перекрестного финансирования заключается в том, что бизнес платит за потребление энергии чуть больше, чтобы население платило чуть меньше, а сетевые компании при этом не страдали.

Возможно, в будущем цифровизация позволит снизить затраты на производство электроэнергии, и тогда проблема с перекрестным субсидированием решится сама собой. Но пока говорить об этом преждевременно. Переложить субсидирование тарифов для населения на государственный бюджет, а такие предложения в ходе обсуждения тоже звучали, означало бы, что для этого придется искать новые источники финансирования. Такой путь чреват очередным повышением налогов, и правительство сейчас вряд ли на это пойдет. Иначе — какой тогда смысл в субсидировании тарифов? Значит, до тех пор, пока доходы россиян не вырастут, и они не смогут справляться с этим бременем самостоятельно, система перекрестного субсидирования вряд ли исчезнет. Однако малый и средний бизнес уже тоже не могут тянуть такую нагрузку.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин тоже поддержал предложение Минэнерго.

«Сейчас тариф для потребителей, которые подключены к подстанциям сверхвысокого напряжения ФСК, очень низкий. Соответственно — они получают самый высокий экономический эффект. Это металлургические заводы, химические компании, нефтяники — самые крупные потребители страны. Идея Минэнерго заключается в том, чтобы перераспределить нагрузку, и для тех потребителей, которые сидят на более низком напряжении — это средний и малый бизнес, сделать более льготные условия по тарифам, при этом дополнительно повысив тариф для потребителей энергии сверхвысокого напряжения. То есть это некая социальная, я бы сказал, инициатива. Понятно, что против выступают крупные российские компании, у которых есть возможность зайти в любые кабинеты, что они, собственно, и делают», — отметил Пикин.

Конечно, крупный бизнес и сейчас несет определенную нагрузку по перекрестному субсидированию, заметил эксперт. Однако вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что у корпораций все-таки другие шансы на выживание по сравнению с мелким и средним бизнесом.

«Как правило, крупные предприятия ориентированы на экспорт, у них есть доступ к госфинансированию, а также куда больше ресурсов, чтобы лоббировать свои интересы по сравнению с тем же средним бизнесом. О малом вообще говорить не приходится. Лоббисты крупных потребителей предлагают ничего не делать, оставить все как есть. Но мы же хотим, чтобы в стране развивался не только крупный, но средний и малый бизнес. Не зря в последние несколько лет политика государства именно в эту сторону направлена. Что касается крупного бизнеса, у них и так государственных льгот (в том числе — по налогам) предостаточно», — считает Пикин.

Никаких рисков для населения предложение Минэнерго не несет, заметил эксперт. «Тарифы для граждан индексируются на уровне инфляции. Перераспределение нагрузки по перекрестному субсидированию на них не повлияет», — подчеркнул он.

Не угрожает это и крупным корпорациям, заверили в ФСК.

«Доля сетевой составляющей в цене на электрическую энергию у потребителей магистральных сетей не превышает 13%. К примеру, у металлургических предприятий доля непосредственно услуг ФСК в себестоимости продукции занимает всего 4%, в то время как доля электроэнергии выше — 25-30%. Таким образом, конкурентные преимущества крупных потребителей сохраняются. Линейной зависимости роста сетевой составляющей конечного тарифа и ухудшения экономических показателей нет», — заверили в Россетях.

В пресс-службе компании подчеркнули, что в условиях рыночных отношений конечная цена зависит от величины спроса, а не от структуры себестоимости продукции.

Вице-премьер Юрий Борисов поручил создать межведомственную рабочую группу, которая займется вопросом дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании.

Но даже после того, как предложение Минэнерго примут, тариф для промышленников, подключенных напрямую к сетям ФСК, в 2024 году окажется на 20% ниже, чем он был в 2012 году, заметили в ФСК.

Сегодня, когда больше 20 миллионов российских семей, чей ежемесячный доход не превышает прожиточного минимума, живут за чертой бедности, раз и навсегда закрыть вопрос перекрестного финансирования не удастся. Но можно временно перераспределить нагрузку и помочь малому и среднему бизнесу. К 2024 году, согласно поручению президента, уровень бедности в стране должен сократиться вдвое. Возможно, тогда можно будет говорить о снижении «перекрестки» естественным путем.

Галина Марченко
© Фото пресс-службы Пермской ГРЭС

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 20.02.2020 - 12:31