Поиск загружается...

Тарифы и качество. Что изменится при переходе на безналичную оплату проезда

Версия для печатиВерсия для печати
Тарифы и качество. Что изменится при переходе на безналичную оплату проезда

Мэр Воронежа Вадим Кстенин анонсировал введение безналичной системы оплаты в общественном транспорте Воронежа к июлю 2018 года.

Градоначальник отметил, что тариф будет дифференцированным – при оплате банковской картой для пассажиров будет действовать скидка. Для тех, кто платит наличными, проезд может стоить 25 рублей, для расплачивающихся картой – 21 рубль. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как будет работать новая система и почему ее введение потребует повышения стоимости проезда.

Как будет осуществляться оплата проезда?

Первые терминалы для оплаты картой уже установлены в воронежских троллейбусах. Вводить новую систему планируют постепенно. В июне терминалы установят на всех автобусах МКП МТК «Воронежпассажиртранс», которое обслуживает около 17 маршрутов (в том числе 6, 9ка, 14в, 41, 52). Как отмечают в пресс-службе администрации Воронежа, пассажиры смогут расплачиваться в транспорте картой любого банка через оффлайн-систему.

– Если карта бесконтактная, то ее можно будет просто приложить к терминалу, если старого образца, то вставить и вынуть, пин-код вводить не нужно. Банк, который устанавливает систему, предусматривает программу лояльности для пассажиров. На эту систему перейдет весь подвижной состав муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс», а следом за ним и частные перевозчики. Возможность оплатить проезд наличными останется, – рассказали в пресс-службе мэрии.

В чем плюсы и минусы безналичной оплаты?

Для пассажиров плюс очевиден – можно перестать беспокоиться о том, есть ли в кошельке мелочь, а если нет – найдется ли сдача с крупных купюр.

Для транспортных компаний плюс в том, по мнению общественников, что выручка станет «белой», а значит, появится упорядоченный денежный поток, с которого будут платить налоги и зарплаты.


Трудности могут возникнуть из-за того, что около 80% автобусов в городе принадлежат частным лицам.

– Согласно закону, администрация города имеет право передавать маршруты на обслуживание только предприятию, которое выиграло конкурс. Передача третьим лицам невозможна. Исходя из этого, при безналичной оплате проезда компания, у которой есть наемный транспорт, обязана рассчитываться с физлицами, которые осуществляют перевозку в Воронеже. Здесь возникает интересная ситуация. Если будет происходить перечисление денег – для физлица это незаконная предпринимательская деятельность, которая грозит уголовным наказанием, и одновременно мы нарушаем федеральное законодательство, – отметил Дмитрий Крутских.

Активист Виталий Иванищев видит выход в том, чтобы водители сдавали свой транспорт в аренду компании, а после нанимались на работу на это предприятие.

По словам общественников, в других регионах таким перевозчикам – субподрядчикам – платят по факту, за километраж. Деньги собираются в городскую казну, а водитель получает определенную сумму в зависимости от того, какое расстояние проехал.

Что говорят в компаниях-перевозчиках?

Как утверждает председатель совета директоров ЗАО ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских, введение безналичной оплаты никак не отразится на перевозчике: компании и раньше платили все налоги.

– Повышение тарифа до 25 рублей – это возможность зарабатывать на услуге безналичной оплаты банкам, которые будут снимать комиссию. Перевозчику от этого ни тепло, ни холодно. Для него – я уверен, каждый это подтвердит – это просто очередной рэкет со стороны банков. Раньше предлагали использовать кассовые аппараты, а до этого хотели ввести оплату проезда в центральной диспетчерской через какую-то организацию. Это просто, на мой взгляд, очередное взыскание денег, – отметил Дмитрий Крутских.

Общественники отметили, что необходимо ввести новую оплату труда водителям – платить зарплату и премиальную часть или оплачивать работу за километраж.

– Как компания-перевозчик будет рассчитываться с водителями, пока никто сказать не может. Я недавно беседовал с водителями, которые работают на своих автобусах. Они говорят, что знают, как деньги будут распределяться, – сказал Юрий Новиков.

По словам директора МУП «ПТП №4» Антонины Кривушиной (маршруты 68а, 113, 113кт, 113кш), банк, который установит терминалы на их автобусах, уже выбран, ему будут отчислять 2,3% с каждого проезда. Какой процент назначил общий оператор, пока неизвестно.

– Мы понимаем, что нужно двигаться вперед, поэтому будем выполнять то, что требуется. Конечно, на автобусе ездят не очень богатые люди, но повышение цены необходимо. В противном случае мы не сможем обновить транспорт и выполнить требования, которые нам предъявляют. С суммами, которые были озвучены, мы сможем решить свои вопросы и начать обновлять транспорт, – отметила Антонина Кривушина.

По словам директора МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Михаила Трофимова, система учета пассажиропотока предприятию понятна и без безналичной оплаты, однако ее введение будет удобным для горожан.

– Это позволит перевозчикам выйти из тени и показать свой доход – хотя бы на тот процент пассажиров, который будtт пользоваться картами. Терминалы в троллейбусах мы установили в 2017 году. Сначала картами пользовались 20-30% пассажиров ежедневно, затем количество упало до 11%, а сейчас мы дошли до 21%, – говорит Михаил Трофимов. – Чтобы эта система работала, необходимо введение карт оплаты, ведь не у 100% пассажиров есть банковская карта. Еще один этап – введение дифференцированного тарифа. Нужно не просто поставить терминалы, а четко выстроить систему и принимать определенные шаги, чтобы она заработала. Тариф будет расти, но вырастет и качество услуг.

Почему придется повысить тариф?

Активисты говорят, что провести реформы с действующим в Воронеже тарифом невозможно. Как отмечает Юрий Новиков, город не сможет перейти на новые образцы подвижного транспорта.

– Введение безналичной системы оплаты проезда означает, что всем перевозчикам придется работать «в белую». Если оплата по карте достигнет более 50%, то они протянут ноги. Работа «в белую» с нынешним тарифом невозможна, – считает Юрий Новиков.

Представители транспортных компаний отмечают, что зависимости между введением безналичной оплаты и повышением тарифа нет. По мнению Дмитрия Крутских, если организация работает «в белую», не скрывая свои налоги, то ей все равно, платят пассажиры за проезд наличными или картой. Стоимость проезда складывается из стоимости топлива – 40% от доходов предприятия, около 20% от денег, которые идут на амортизацию и ремонт транспорта; 30-35% на зарплату сотрудников. Еще около 5-7% – инвестиционная составляющая.

– Исходя из сложившейся ситуации на рынке сегодня – стоимости топлива, запасных частей, амортизационных расходов, заработной платы, – обоснованная стоимость проезда пассажиров равна 27 рублям. Когда управление по тарифам устанавливает цену, предприятия просто приспосабливаются к ней. Кто-то не обновляет подвижной состав, кто-то покупает некачественные топливо или запчасти, кто-то сокращает фонд заработной платы, из-за чего возникают трудности на рынке труда в транспортных предприятиях. Сейчас недобор водительского состава – порядка 30%. Для сравнения посмотрите на Москву и Санкт-Петербург, Самару – новые автобусы, современные и большие, но только стоимость проезда 40 рублей, – говорит Дмитрий Крутских.

Как может измениться качество перевозок?

Юрий Новиков отмечает, что после введения безналичной оплаты у водителей появится зарплата, а не доход от предпринимательской деятельности. Они будут получать деньги за транспортные работы, а не за то, сколько людей перевезли. Это может изменить поведение водителей – они будут стараться минимизировать количество жалоб.

– Водителям станет абсолютно все равно, сколько пассажиров везти. Когда они будут получать зарплаты, состоящие из оклада и премиальной части, то за нарушения можно будет лишать премии, – говорит Юрий Новиков.

Как отмечает общественник, компаниям также потребуется составить график и расписание движения, возможно, ввести двухсменный режим работы для водителей.

По мнению Виталия Иванищева, главная цель введения безналичной оплаты – сломать всю нынешнюю систему с планами. Если водитель не будет касаться наличных, все налоги будут аккумулироваться в транспортной компании, тогда она и будет нести риски и ответственность.

Он, однако, отметил, что безналичная оплата – «не волшебная таблетка от всего». Чтобы улучшить систему городского транспорта, нужен комплексный подход.

Если ли альтернатива оплаты картой?

Общественники отмечают, что скидки, которые обещают при оплате банковской картой, стимулируют пассажиров отказаться от наличных. При этом введения оплаты по банковской карте недостаточно. По мнению общественника Виталия Иванищева, чтобы сделать транспорт удобнее и комфортнее, нужно ввести возможность бесплатной пересадки.

– Это позволит качественно изменить всю нашу систему. Повышения тарифа бояться не стоит, хотя для коротких поездок он вырастет существенно. Если сейчас мы можем проехать одну остановку за 17 рублей, то в перспективе будем платить более 20 рублей. Но транспортные карты позволят создать пересадочную систему и выгодные тарифы. Мы сможем платить один раз в полтора часа и не ждать нужный транспорт, чтобы сэкономить, а поехать несколькими автобусами с пересадкой. Это облегчит жизнь людям из отдаленных районов, – говорит Виталий Иванищев.

Общественник добавил, что транспортная карта и оплата банковской картой – разные вещи. При этом, если вводить транспортные карты, нужно запретить платить наличными. 

Текст — Юлия Беляева, фото — Виталий Грасс
Фото – Виктория Лушина

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 20.04.2018 - 17:55