Поиск загружается...

Тарифное единство

Версия для печатиВерсия для печати
Тарифное единство

ФАС внесла в правительство законопроект, запрещающий регионам на своем уровне принимать решение о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги выше предельного уровня, определенного федеральной властью. Поводом для инициативы стало различие в тарифах в разных регионах России - более чем в 50 раз.

Например, как сообщает “Российская газета”, в Дагестане тариф на водоотведение - 3 рубля за кубометр, а в Ненецком автономном округе - 155 рублей за “куб”. Почувствуйте, как говорится, разницу. И сравните стоимость услуги в Новокузнецке. При тарифе на водоотведение 17,95 рубля за кубометр мы, жители, платим 13 рублей 13 копеек. Впрочем, Кузбасс в этом отношении - скорее, исключение из правил.

Мы помним, в какую протестную акцию вылилось решение властей Новосибирской области установить предельный индекс роста тарифов на тепловую энергию 15 процентов - против четырех, установленных федеральным законодательством для этого региона. Под нажимом общественности власти отказались от этого решения, хотя новый тариф был уже офциально утвержден. Многие представители сферы ресурсоснабжения сочли тогда, что власти отступили по политическим мотивам, а не поддались натиску общества. Ведь решение о повышении на 15 процентов было продуманным, просчитанным и экономически выверенным. А общество аппетитами энергетиков возмутилось и воспользоваться законным правом установить свой уровень роста региональным властям не позволило. Потому что не было уверено, что новый тариф - действительно экономически обоснованный. 

“... Принцип определения тарифов, исходя из себестоимости оказания услуг, - это для России не работает вообще, - публикует “РГ” слова главы ФАС Игоря Артемьева. - У нас практически все компании врут про себестоимость: скрывают свои реальные возможные режимы экономии, показывают максимальные входные затраты. Есть в Москве такая услуга - оформление подложных документов под себестоимость за определенную плату. Нужны совершенно другие подходы. Нужны единые принципы регулирования, которые будут прозрачны и понятны всем, нужен приоритет интересов потребителей”. 

Представляя свои предложения о тарифах в регулирующие органы, поставщики ресурсов бьются за каждую копейку, а сам процесс утверждения этих тарифов - это целая система уступок и компромиссов. Процесс завершается тем, что нам, потребителям, объявляют уже утвержденный тариф. Из чего конкретно он складывается - тайна за семью печатями. Несколько лет назад одна из ресурсоснабжающих организаций удовлетворила мою просьбу, предоставив документы экспертизы предложенного тарифа на коммунальный ресурс: многостраничный “талмуд”, в котором мне, не специалисту, было практически нереально разобраться. Да и надо ли? Думается, для особо настойчивых следовало бы готовить “облегченный” вариант расчетов тарифа. Людей, готовых сутками напролет сидеть над цифрами с калькулятором в руках, у нас хватает. 

И все же позволю себе не согласиться с выводами ФАС по поводу соразмерности тарифов на коммунальные услуги в регионах. Здесь следует исходить не только из стоимости ресурсов в зависимости от субъекта, но и учитывать доходы населения. Все знают, что в Кемеровской области потребители платят меньше утвержденного тарифа, разница покрывается из бюджета. И в этом смысле мы в куда более выгодном положении, чем жители других регионов. К примеру, в Москве кубометр холодной воды обходится жителям в 35,40 рубля, горячей - в 180,56, стоимость водоотведения - в 25,12 рубля за кубометр. Электроэнергия - 4,04 рубля за кВт-ч для квартир без газовой печи. В Новокузнецке холодная вода для населения - 19,51 рубля за куб, горячая - 57, 19, водоотведение - 13,13 рубля, электроэнергия - 2,21 рубля. И даже полный размер тарифа куда ниже московского. Вы скажете:

“Так в Москве и уровень зарплат другой!” - и будете правы.

Вероятно, и в приведенном в качестве примера Дагестане, где услуга водоотведения стоит всего три рубля, средняя зарплата не дотягивает до уровня “северных” в Ненецком автономном округе, где за канализацию жители платят 155 рублей. Но, возможно, такая высокая стоимость услуги у северян вызвана не величиной их зарплаты, а затратностью в предоставлении этой услуги. 

А в Кемеровской области предельный индекс допустимого роста тарифов в этом году составил 5,9 процента, а в той же Москве - 7 процентов. Разница невелика, но даже при этом мы в совсем не одинаковом положении с жителями столицы. Попробуй понять, кому на Руси жить лучше - нам, платящим “урезанный” тариф, но с доходами куда ниже столичных, или москвичам, где житель однокомнатной квартиры весьма скромных размеров платит за услуши ЖКХ около пяти тысяч рублей в месяц, но этот платеж составляет не более десятой части от его ежемесячного дохода. 

Поэтому логичнее было бы, если бы правительство рассмотрело предложение антимонопольной службы также и с учетом реальных (и, увы, сокращающихся!) доходов населения в каждом регионе, а не только “равномерности” повышения тарифов на ЖКУ. Все-таки людям хочется жить не ради того, чтобы платить за ресурсы... 

Анна Лиханова.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 27.09.2017 - 11:09