Поиск загружается...

Тариф на обслуживание жилья в теории и жизни

Версия для печатиВерсия для печати
Тариф на обслуживание жилья в теории и жизни

За содержание и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме мы платили всегда. Но структура тарифа менялась многократно. Когда-то в него входили и расходы на воду, тепло и электричество для общедомовых нужд (ОДН). Потом их из тарифа вывели. А сейчас он может включать эти траты обслуживающей организации, а может и не включать. А главное, перечень работ и размер платы могут определять сами собственники жилья, естественно, на договорной основе с управляющей организацией.

Оцените. Если сумеете

Споров по поводу этого тарифа было много во все времена. Но если ранее его размер «спускался сверху», как и тарифы на потребляемые коммунальные ресурсы (воду, тепло, электричество), и можно было дискутировать только в области качества оказываемых услуг, то с изменениями законодательства дискуссионное поле расширилось почти до бесконечности.

С коммунальными ресурсами такую схему не вводят по простой причине — здесь нет конкуренции. В Череповце практически полная монополия поставщика на каждый вид ресурса. В связи с этим их регулирует государство, оценивая обоснованность суммы, выставляемой ресурсоснабжающей организацией.

Тариф на содержание и текущий ремонт тоже должен быть обоснован УК, но для собственников жилья. Но если в первом случае экономическое обоснование оценивают специалисты, то во втором — обычные граждане, которые могут не иметь специальных знаний для этого. А непонимание — это уже повод для недоверия в отношении управляющей компании.

На договорной основе

В сфере обслуживания домов есть конкуренция. В Череповце несколько десятков управляющих компаний. Кроме того, каждый дом вправе создать ТСЖ и управлять всеми процессами самостоятельно. То есть основа для рыночных отношений имеется. А вот опыта таких отношений не было ни у коммунальщиков, ни у собственников жилья. Первые не привыкли к конкурентной борьбе, при которой еще и «клиент всегда прав», а вторые не могут осознать, что ответственны за общее имущество в доме, а значит, обязаны участвовать во всех связанных с этим процессах.

В теории все просто: две стороны определяют перечень необходимых услуг и их стоимость, заключают договор. Далее исполнитель оказывает услуги, а заказчик контролирует результат и производит своевременную оплату. На практике во многих случаях все перемешалось. Управляющая компания скрывает от собственников движение финансов, часть жильцов во всех проблемах винят коммунальщиков, другая часть вообще не интересуется происходящим в их доме, а третья еще и не платит по счетам.

Рекомендовано мэрией

Итак, давайте разберем, что должна делать УК. Минимальный перечень работ был утвержден городскими властями. Считается, что сокращать его никто не вправе. В то же время этот перечень можно расширять с согласия собственников и с соответствующим увеличением тарифа.

Несколько лет назад мэрия разработала методику формирования цен на содержание и ремонт жилья, прописав и перечень работ. Он взят за основу существующих сейчас договоров в подавляющем большинстве УК. Сначала о том, что в этот перечень не вошло. Это расходы на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, на выплату комиссий посредникам, принимающим платежи с населения, на охрану подъездов (включая содержание домофонов), на капитальный ремонт дома.

Если бы весь перечень работ, указанный в документе мэрии, был включен в договор с учетом рекомендованных цен, то еще в 2014 году тариф в доме с лифтом и мусоропроводом составил бы 20,69 руб. на кв. м. Три-четыре года назад такого тарифа не было практически нигде, да и сейчас он большая редкость. На некоторых домах с лифтом и мусоропроводом размер платы начинается с 15 руб./кв. м, но в отдельных МКД доходит до 24 рублей — как правило, с расширением списка услуг.

Что в перечне?

Пройдемся по крупным блокам этого минимального перечня работ.

Услуги, связанные с управлением многоквартирным домом; они составляют 6,57 % от всего тарифа.

Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, — 11,5 %.

Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами благоустройства, иными объектами — 20,74 %.

Вывоз бытовых отходов — 9,94 %.

Текущий (аварийный) ремонт общего имущества — 9,38 %.

Аварийно-диспетчерское обслуживание — 2,03 %.

Содержание лифтов — 17,74 %, мусоропроводов — 11,2 %, оборудования систем водоснабжения и теплоснабжения — 8,44 %, системы вентиляции — 1,11 %, электрооборудования — 0,29 %.

Эти блоки объединяют довольно большое количество работ. Все ли они выполняются на вашем доме? За наиболее очевидными — уборкой подъезда и двора, вывозом мусора, наличием горячей и холодной воды, отоплением, работой лифта — следить относительно просто. Но это всего 6 — 7 видов работ. А их в рекомендованном перечне — 180! И каждая имеет свою цену. Конечно, все эти операции выполняются с разной периодичностью. Некоторые один-два раза в год, а какие-то вообще «по необходимости». Но все они учтены при формировании тарифа.

1 копейка с квадратного метра

Вот, например, есть такая услуга, как помывка урн, поставленных у подъезда. У вас урны моют, как положено, два раза в месяц? Хотя сначала надо спросить так: у вас урны возле подъезда есть? Их помывка, между прочим, стоит в рассчитанном мэрией тарифе одну копейку с квадратного метра площади вашей квартиры.

Раз в год в подъездах должны мыться окна, за это, возможно (смотрите договор с вашей управляющей компанией), берется 6 копеек с квадратного метра каждый месяц. Дважды в месяц должны мыться стены и плафоны в лифте, а пол в нем подметаться каждый день. Раз год в подъезде должна обметаться пыль с потолков. Также предусмотрено много контрольных и осмотровых работ, которые жильцам отследить почти нереально. А это примерно половина перечня всех услуг, и за них тоже берутся деньги.

Корректировка тарифа

Также ранее было прописано, что не чаще одного раза в год возможна корректировка утвержденной платы — например, на коэффициент инфляции, но лишь в том случае, если такой пункт прописан в договоре управления либо если собственники договорятся об этом на общем собрании.

Но уже статистика 2014 года показала, что договориться по тарифу по-прежнему не могли в 60 % многоквартирных домов. Как следствие, в очень существенной части домов тарифы не менялись уже по 5 — 7 лет. Именно поэтому и вышли в 2014 году постановления мэрии с расчетами, на которые могли ориентироваться горожане.

Владимир Сентябрев

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 21.03.2018 - 13:21