Поиск загружается...

Смольный нашел в мусорных бачках золотое дно

Версия для печатиВерсия для печати
Смольный нашел в мусорных бачках золотое дно

Эксперты полагают, что у «мусорной реформы», затеянной городской администрацией Петербурга, только одна цель - собрать с горожан побольше денег

Накануне президентских выборов чиновники Смольного не нашли ничего более умного, как объявить о старте «мусорной реформы». Цель вроде бы благая: в ближайшие годы планируется ввести раздельный сбор бытовых отходов и внедрить 100-процентную переработку мусора. Но заплатить за все эти прелести придется, естественно, горожанам. Специалисты подсчитали, что стоимость вывоза мусора может повыситься в 5 - 7 раз. И хотя Смольный (вероятно, получив нагоняй от Москвы) суетливо опроверг грядущее повышение тарифов, о котором сообщили СМИ, понятно, что при той схеме, которую реализуют городские чиновники под руководством губернатора Полтавченко, этого повышения не избежать.

Новая монополия

Новую систему сбора, транспортировки, переработки и складирования отходов придумал федеральный центр еще несколько лет назад. Но в российских регионах ее внедряют неохотно. Петербург в этом деле стал одним из первых. Однако это тот случай, когда первым быть абсолютно не нужно. Потому что схема не отработана и вызывает много вопросов. В частности, потому, что каждый регион должен выбрать для себя «единого оператора» по обращению с отходами. А это - прямой путь к монополизации рынка.

Тем не менее в северной столице процесс стартовал. 30 января Смольный объявил, что единого оператора выбрал и уже подписал с ним контракт. Избранником чиновников стал Завод по механизированной переработке бытовых отходов МПБО-2. Новый оператор должен приступить к работе с 1 января 2019 года. В ближайшие месяцы он будет заключать договоры с управляющими компаниями, перевозчиками и фирмами, которые обрабатывают мусор. А затем начнет координировать их работу на всех этапах. Контракт с МПБО-2 заключен на 10 лет.

«Якобы по контракту завод получит в течение этого периода 80 миллиардов рублей (хотя, есть информация, что эту сумму нужно умножить на два) и наймет другие компании, которые будут решать проблемы, - объясняет известный петербургский эколог Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и экология». - Хотелось бы верить в эту чудодейственную схему, но, как говорил известный персонаж, «меня одолевают смутные сомнения». Будут ли такие деньги? Хотя ответ на этот вопрос понятен, поскольку собрать деньги с жителей города под красивым предлогом - это дело нехитрое. Но смогут ли вообще представители вновь выбранного регионального оператора справиться с такой непростой масштабной отраслью и не завалят ли они работу?».

«Конечно же, перед нами пример монополизации мусорной отрасли, - комментирует ситуацию депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член фракции «Справедливая Россия» Надежда Тихонова. - А это неизбежно приведет к росту тарифов на вывоз и переработку отходов. Победитель конкурса начнет диктовать свои условия. И очень большой вопрос - будут ли жителям оказываться более качественные услуги».

Плюс 400?

И действительно, при введении новых нормативов (они также предусмотрены «мусорной реформой») качество услуг точно не повысится. Например, уже известно, что будет разрешено увеличивать количество контейнеров на мусорных площадках, размещать их ближе к домам, а также… реже вывозить мусор. При этом, несмотря на заверения Смольного, что никакого увеличения тарифов не случится, платить однозначно придется больше.

Уже с 1 января 2019 года в платежках за услуги ЖКХ, которые получают петербуржцы, появится новая строка - «Обращение с твердыми коммунальными отходами». Сейчас большинство из нас платит за вывоз мусора, исходя из метража квартиры, - по 2,5 рубля за квадратный метр. В среднем по городу выходит около 110 рублей в месяц. По новой схеме будет введена «подушевая» оплата. В ряде российских регионов, уже перешедших на новую систему, плата «за душу» составляет 70-80 рублей. Но понятно, что в Петербурге цифра будет значительно больше. По оценкам специалистов, тариф может составить 140 - 150 рублей. И это - с каждого проживающего. То есть семья из трех человек, в зависимости от района, выложит плюс к обычной квартплате до 400 рублей. Для многодетных семей или квартир, где живет несколько поколений, прибавка окажется и вовсе неподъемной.

Ясно, почему Смольный категорически опроверг рост тарифов: на носу - выборы, и будоражить общественность негативными новостями нельзя. В Петербурге власть и так дает горожанам массу поводов критически относиться к своей деятельности.

Но эксперты не сомневаются: повышение будет, и - значительное.

«Сумма контракта, заключенного городом с МПБО-2, - заоблачная, - говорит руководитель общественной организации «Зеленый крест», известный эколог Юрий Шевчук. - Поделите эти 80 миллиардов на жителей города. Сразу станет очевидно, что о нынешних тарифах можно забыть. Лично я считаю, что какое-то повышение тарифов допустимо и даже необходимо, но не в 5 - 7 раз! Тем более что платить, как я думаю, придется не за переработку мусора, а за имитацию этого процесса».

Технологии есть, да не про нашу честь

Сегодня в Петербурге механизированной переработке подвергаются 17 процентов производимых горожанами отходов. Остальное вывозится на полигоны и оседает в Ленинградской области. Городские власти хотят довести цифру переработки до 100 процентов - это предполагается сделать к далекому 2030 году.

Но экологи уверены: нынешняя технология переработки отходов никак не изменится при «мусорной реформе». Она скорее административно-финансовая, а не технологическая. И потому планы несбыточны.

Сейчас из свезенных на завод отходов отбирается вторсырье - стекло, пластик, полиэтиленовые пакеты и алюминиевые банки. Остальное превращается в компост.

«Однако эти остатки содержат в себе много ядовитых примесей, - говорит Шевчук. - Выбросили вы в мусор обои - в компосте будет кадмий, смет с пола - будет свинец. В итоге этот компост не может использоваться в сельском хозяйстве. Куда все это девать? Снова везти на полигон? Ну и какая это переработка мусора, если образуется ядовитый продукт! И при этом данная технология достаточно дорогая. В мире есть гораздо более дешевые технологии, которые позволили бы сэкономить».

Экологи бьются за то, чтобы чиновники обратили внимание именно на эти инновации. Например, петербургские ученые разработали и внедрили технологию, позволяющую после извлечения всех полезных фракций из мусора переработать отсев в техногрунт или камень. Он может использоваться для карьеров или строительства дорог. Тогда бы нам вообще не понадобились бы полигоны для захоронения отходов. Однако очевидно, что технология эта для нынешних участников рынка невыгодная - всех устраивает существующая, на которой можно осваивать миллиарды рублей.

Присосаться к бюджетному пирогу

И еще об одном. По новым нормативам в наших дворах должны будут появиться контейнеры для раздельного сбора мусора. Будут ли ими пользоваться жители, очевидно уже сейчас: конечно же, нет. Это уже показывали многочисленные эксперименты. Получается, что сортировка мусору будет производиться дважды - в наших дворах, и повторно - на заводах, которые еще предстоит построить.

Но это никого не волнует: главное - успеть присосаться к бюджетному пирогу. И, естественно, к кошелькам петербуржцев.

Олеся ГОРДЕЕВА, интернет-журнал «Интересант»

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 27.02.2018 - 10:23