Поиск загружается...

С чем сравнивают российские пенсионные условия, и справедливо ли это

Версия для печатиВерсия для печати
С чем сравнивают российские пенсионные условия, и справедливо ли это

На какие цифры опирается государство, настаивая на повышении пенсионного возраста

Мы уже рассказали, почему отдельно взятая Карелия без пенсионной реформы просто обанкротится. Но что нам предлагают взамен - и на какие практики опираются?

Сразу об интуристах

Чтобы не возвращаться к примерам беззаботных американских пенсионеров, путешествующих по миру, или финских соседей, не озабоченных выживанием после уплаты «коммуналки», расставим точки над i. В нашей стране сплелось сразу несколько факторов, которые разительно отличаются от зарубежных реалий. Во-первых, в большинстве развитых стран пенсионеры не сидят на государственной подпитке (Великобритания, США, Швеция, Финляндия и множество других), на жизнь в старости откладывают себе сами граждане и работодатели, иногда отраслевые или социальные объединения.

Во-вторых, там действительно оставляют работу позднее: британцы, в среднем в 65, британки в 60 лет, финны могут выбирать – в периоды 63-68 (но чем позже, тем выше пенсия), немцы и американцы – в 67. Старение населения – не отечественный бич, это происходит всюду, только решают эту проблему по-разному. А быть в тонусе в мудром возрасте европейцам помогает далеко не всеобщая бесплатная медицина уровня российского сельского фельдшерско-акушерского пункта…

Примерно такой же возраст выхода на пенсию, как и у нас, в Китае, но там еще до недавнего времени она выплачивалась только чиновникам и работникам госкомпаний, остальных содержали дети.

В-третьих, в нашей стране уже в который раз перенастраивается, переделывается, «подтягивается» пенсионное законодательство. Но делается это иногда наполовину или в отрыве от других взаимосвязанных сфер (занятости, налогов, развития региональных экономик). Параллельно с этим мы до сих пор разбираемся с наследием «лихих 90-х»: привычкой не работать или работать нелегально, боязнью наказать работодателя за «серые» схемы, оправданием ситуации, при которой престарелый руководитель, получая пенсию и зарплату, по сути, закрывает движение «социальным лифтам». На каждую из этих причин можно найти контраргументы: где привить привычку работать, если работы нет?.. Права не отстоишь, если на всю округу только работодатель. Не всякая молодая кухарка может править корпорацией, и тому подобное.

Выход найден

Со всем этим что-то надо делать. В разъяснении, которое публикует пенсионное ведомство, говорится:

«Повышение периода трудоспособности, предусмотренное проектом федерального закона…  позволит избежать разбалансировки пенсионной системы, которая имеет солидарный характер.  Продолжительность жизни как россиян в целом, так и жителей нашей республики, неуклонно растет. Так, с 2002 по 2018 год средняя продолжительность жизни у женщин в Карелии выросла на 6 лет, а у мужчин – почти на 10 лет. Эта тенденция сохранится, и по прогнозу к 2030 году продолжительность жизни увеличится еще на 2,5 года у женщин и на 3,5 года у мужчин. При этом продолжительность жизни у женщин после выхода на пенсию (так называемый период дожития) к 2030 году составит примерно 30,5 лет, а у мужчин – 18,9 лет. Развитие медицины и сферы социальной защиты (выделено нами – ред.) привело к тому, что люди способны и имеют желание работать гораздо дольше, чем в середине 20 века. Так, в Карелии 57 процентов граждан в первые пять лет после достижения пенсионного возраста продолжают работать, причем доля работающих женщин значительно больше, нежели мужчин…»

Обратим внимание, как выстроен прогноз – с 2002 года. О позитиве «тучных» лет будут вспоминать еще долго. Сравнивать положение дел с 50-ми годами прошлого века тоже выгодно. И все же есть возражение. Сейчас, в 2018 году, опасно вспоминать в нашей республике про развитие медицины  на фоне массового обнищания районных больниц, закрытия родильных отделений, катастрофической нехватки персонала – от педиатра до стоматолога. Спросите любого жителя Карелии, начиная с петрозаводского микрорайона Петрозаводска и заканчивая поселком Пудожского района - не заметил ли он сокращения медуслуг? Ответ окажется единообразен: да. Учтены ли в этих прогнозах до 2030 года последствия оптимизации, о которых только «МК» в Карелии» писал неоднократно с начала года?

Еще один – не глобальный, а более конкретный аспект - озвучил управляющий республиканским отделением ПФР Николай Левин на собрании Общественной палаты. Он отметил: если новое предложение утвердят, появится возможность повышать пенсии. Сейчас законом предусмотрены две ежегодные индексации: с 1 февраля на уровень инфляции и с 1 апреля - исходя из доходов ПФР. И если первая выполняется, то вторая регулярно не случается, ибо доходов нет. Николай Иванович объяснял этот тезис на общероссийских реалиях:

«За счет того, что, к примеру, для мужчин, возраст выхода на пенсию повышается с 60 до 65 лет, в этот период будут поступать дополнительные доходы, и пенсии неработающим проиндексируют не раз, а дважды». Такое может случиться уже в 2019 году, уточнил руководитель ведомства - если новый закон примут.

То есть, правительство пообещало обогатить получателей пенсий на тысячу рублей. На этот счет Пенсфонду даже пришлось давать специальное разъяснение, а то непонятно - на тысячу в месяц или в год. Но - вырастут ли при этом цены, массово - зарплаты? Может быть, бензин подешевеет, а по дорогам будут бегать бесплатные шаттлы? Вряд ли. И, как правильно замечают абсолютно все стороны – и противники, и защитники, - в любом случае надо поднимать экономику. Что ж она, родимая, поднимается только на глазах москвичей, переезжающих из «хрущевок» в новые дома. А жители Карелии годами ждут ремонта лесных бараков…

Продолжение следует.

Годы: 

Регионы: 

Льготы - Субсидии - Компенсации: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 23.11.2018 - 15:31