Поиск загружается...

Рост тарифов ЖКХ в регионах

Версия для печатиВерсия для печати
Рост тарифов ЖКХ в регионах

Рост тарифов на ЖКХ стал уже привычной темой возмущений общественности по всей стране. Уже два десятка лет в стране коммуналка только растет. И вот, 1 июля правительство увеличило тарифы, в среднем, на 4%.

Особенно рост тарифов ЖКХ почувствуют жители Санкт-Петербурга, Кемеровской области и Башкирии, где плата за коммунальные услуги увеличилась сразу на 6%. По двум регионам повысили тарифы ЖКХ на самых щадящих условиях — на 3%. Повезло, если можно так выразиться, Новосибирской области и Алании.

Москвичам тоже придется раскошелиться. С 1 июля в столице плата за коммунальные услуги выросла на 5,5%, у жителей Подмосковья — на 4%. Тарифы в Москве итак одни из самых высоких, например, за электричество москвич платит больше, чем среднестатистический россиянин, и тем более житель Иркутской области.

Тариф на электричество в Москве был равен 5 рублям за 1 кВт.ч, сейчас она будет на 24 копейки больше. Такое положение москвичей не радует. Как показали весенние опросы Левада-центра, проведённые перед выборами мэра в этом году, порядка 12% опрошенных ждут от кандидатов борьбы с ростом тарифов ЖКХ.           

Повышение было запланировано правительством еще в декабре прошлого года. В июне появилась информация о том, что повышения тарифов на электроэнергию не избежать ряду регионов, среди которых Иркутская область стоит первой. В этом регионе самая низкая плата за электричество — примерно в 4 раза ниже, чем в целом по стране, и составляет 1 рубль за киловатт-час. С 1 июля тариф подорожал здесь на 5 копеек. Другие словами, если каждый месяц показания электросчетчика составляют около 300 кВт в час, то житель Иркутской области со второй половины года заплатит за электричество на 15 рублей больше, чем раньше.

После того, как основной владелец UC Rusal Олег Дерипаска и его компании попали в санкционный список Минфина США, принадлежащая ему En+ Group решила восстановить свои убытки за счет россиян и подготовила предложение правительству. Оказалось, что компании Дерипаски субсидируют покупку электроэнергии жителями Иркутской области. В прошлом году эти денежные вливания в регион составили 3 млрд рублей. Теперь от такой “плюшки” за счет российского олигарха иркутчан хотят избавить. Если правительство одобрит эти предложения, то в Иркутской области цена за электроэнергию сразу вырастет в 4 раза (!). Понятно, что позитивно жители региона на это смотреть не могут.

“Все у нас не для людей”

Тарифы на энергоресурсы будут расти, поэтому следует вводить и совершенствовать систему сдерживания их роста. Об этом в разговоре с корреспондентом “Регионов России” сказал председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», руководитель секции энергетики Уральского отделения Академии инженерных наук РФ, член Комитета по энергетике СОСПП Яков Щелоков. Инженер считает, что система сдерживания роста тарифов существует.  

Такое реально возможно, когда производители естественно монопольных энергоресурсов и их конечные потребители находятся в едином технологическом комплексе. Пока этого не наблюдается. Зато наблюдается явное противоречие, когда конечный потребитель не может не экономить энергоресурсы, а доходы производителей и поставщиков энергоресурсов напрямую определяются объемом выручки от объема поставленных ресурсов.

— Яков Щелоков, председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», руководитель секции энергетики Уральского отделения Академии инженерных наук РФ, член Комитета по энергетике СОСПП   

Среди россиян за многолетний опыт повышения тарифов на энергию сложилась устойчивая точка зрения: зачем экономить энергию, все равно тарифы повысят. Вместо того, чтобы заставить производителя снижать издержки, отвечать россиянину за все приходится кошельком. И если государство не отслеживает баланс интересов в этой сложной энергоэкономической системе, то в ней всегда побеждает поставщик – монополист, какие бы не пытались на него натягивать «рыночные рясы», объясняет Яков Щелоков. Эксперт говорит о том, что одна из основных проблем нашей энергетической политики – неэффективность энергообеспечения, незаинтересованность в экономии и обреченное положение конечного потребителя, о затратах которых не думает ни поставщик энергии, ни государство.

Поставщик энергии заботится только об увеличении объемов производства энергоресурсов. Как правило, цена электроэнергии выше краткосрочных замыкающих затрат, а условно-постоянные затраты в составе этой цены покрываются при производстве планового объема энергоресурса. Следовательно, в случае сохранения плановых показателей, отказ от производства сверхплановой продукции лишает поставщика дополнительной прибыли. Поэтому усиление мощностей для энергетиков самое важное. Сколько это увеличение объемов стоит потребителям, не растрачивается ли эта энергия по дороге, поставщика не волнует. А правительство ставит первостепенным интересы не населения, а, почему-то, бизнеса, который доводит энергию до потребителя. Например, компания UC Rusal Олега Дерипаски контролирует «Иркутскэнерго», Красноярскую ГЭС, Братскую ГЭС, «Востсибуголь» и производит 8% электроэнергии в России.    

Неправильная “перекрестка”   

Есть те, кто оправдывают желание олигарха Дерипаски отлучить Иркутскую область от помощи по плате за электроэнергию. Аргументы примерно сводятся к следующему: раз Дерипаска сам попал под санкции и нуждается в помощи, то освободить его от помощи россиянам будет справедливо, пусть потребители сами платят за себя, без всякой “перекрестки”.

Эксперты объясняют, что перекрестка по сути своей – один из сервисных “налогов” на пользование энергетической инфраструктурой вместо объемных показателей покупки или доставки кВт в час. Это тренд и будущее всех энергетических рынков. И эта перекрестка представляет из себя некий налог для имущих в пользу неимущих. В России традиционно население платит меньше и эти платежи компенсируются крупным бизнесом. Сейчас крупный бизнес хочет себя от это перекрестки освободить. Тогда возникает вопрос:кого будут подразумевать под имущими, которые будут помогать неимущим платить за энергию?

Ранее управляющий партнер Агентства энергетического анализа Алексей Преснов согласен с тем, что платить за электроэнергию должны все. Другой вопрос, что само явление перекрестного субсидирования нужно рассматривать как государственную программу сохранения определенной стабильности экономики. Как объяснил нашему корреспонденту Алексей Преснов, перекрестку нужно выносить из рынка и приходит отдельным платежом со счетом на передачу (или внутри него расшифровывается). Каждый регион видит свой объем и каждый потребитель знает, сколько он платит. Все перекрестки внутри тарифа или цены на рынке – уничтожаются. Они должны быть сверху, считает Преснов. Причем не обязательно по кВтч –  могут быть просто по "богатству". Все это юридические вопросы, а с точки зрения экономики это неналоговые сборы и policy в электроэнергетике.

Ксения Ширяева

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 07.07.2018 - 18:45