Поиск загружается...

Путь к снижению сетевых тарифов для малого и среднего бизнеса

Версия для печатиВерсия для печати
Путь к снижению сетевых тарифов для малого и среднего бизнеса

Министерство энергетики России всерьез решило заняться оптимизацией рынка электроэнергии.

К инициативе чиновники хотят подойти максимально комплексно. Предполагается, что снижение тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям может произойти за счет их дифференциации, а также введения платы за резервирование мощностей. Дополнительно это поспособствует эффективному использованию существующих электросетей и равномерному распределению социальной нагрузки на компании. Основной посыл от Минэнерго таков: крупные компании должны стать более ответственными в вопросах энергопотребления.

Проблемы перекрестного субсидирования

Необходимость предприятий платить за низкие тарифы для населения, названная перекрестным субсидированием, пришла в энергетику в 90-е. Однако если в те годы такой подход был едва ли не единственно возможным, то сейчас этот пережиток прошлого никуда не исчез, разве что немного видоизменился.

Если в конце прошлого века простые граждане платили за электроэнергию меньше ее реальной стоимости, то промышленность наоборот больше. В конечном счете это повышало себестоимость производимой продукции, от чего страдали те же самые потребители, которым оказали в некотором роде медвежью услугу.

Сейчас ситуация несколько иная, но не менее несправедливая. На данный момент крупные энергопотребители имеют возможность получать электричество по самым низким тарифам, а мелкие - наоборот, по самым высоким. Как сообщает Минэнерго, разница в тарифах на передачу по магистральным сетям и по региональным сетям низкого напряжения достигает десятка раз. Это, в свою очередь, негативно сказывается на мелком и среднем бизнесе.

Дифференцированная сетка тарифов

Представляется, что разрешением вышеописанной проблемы может стать введение дифференцированных тарифов. В Минэнерго полагают, что это позволит сделать разницу между ценой услуги в магистральных и региональных сетях менее заметной.

Инициативу следующим образом комментирует заместитель гендиректора по экономике «Россетей» Павел Гребцов: 

«По нашим оценкам, в случае равномерного распределения перекрестного субсидирования снижение «котлового» тарифа в среднем составит около 6%. При этом в регионах, где расположены крупные промышленные потребители, присоединенные к магистральным сетям, снижение будет более существенным. Это прежде всего регионы, где заключены или были заключены договоры «последней мили»: Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Курская, Тюменская области, Республики Карелия, Хакасия и другие».

Здесь стоит уточнить, что практика заключения так называемых договоров «последней мили» позволяла сдерживать рост тарифов для населения и малого бизнеса. Суть ее заключалась в следующем: территориальные сетевые компании арендовали несколько километров высоковольтной сети у федеральной сетевой компании, а потребитель, в свою очередь, оплачивал электроэнергию по региональным тарифам.

Правительство называло договоры «последней мили» временным решением, их отменили еще в 2014 году, однако оптимальной альтернативы пока не создали. Сейчас предлагается как можно более справедливо распределить имеющееся перекрестное субсидирование между всеми потребителями. При этом нет цели перекладывать основную тарифную нагрузку исключительно на крупные промышленные комплексы — их попросят взять на себя только 17% от общего объема. Остальное должно равномерно распределится между остальными потребителями.

По этому поводу высказался первый заместитель председателя Омского городского Совета Юрий Тетянников:

«Реформа системы перекрестного субсидирования действительно необходима в современных реалиях, однако для начала нужно тщательно разработать стратегию перехода. Необходимо донести до каждого потребителя — от обычного горожанина до владельца крупного завода — как именно изменится система расчета и почему это в итоге будет выгодно для всех.

О снижении тарифов сейчас говорят на самых высоких трибунах. Разумеется, сохранение нерыночных тарифов для граждан должно быть в приоритете. Но стоит также поддержать мелкий и средний бизнес, представители которого являются неотъемлемыми, но при этом незащищенными на данный момент хозяйствующими субъектами в регионах.

Сейчас они вынуждены нести бремя значительных издержек и платить за электроэнергию значительно больше, чем крупные промышленные комплексы, работающие на экспорт. А ведь мелкие предприниматели снабжают наше население продуктами и множеством других вещей первой необходимости, при этом просто вынуждены повышать на них цены. Ведь в конечном счете от дифференцированных тарифов выиграет население, а значит реформа благополучно отразится на всей стране в целом».

В некоторых региональных распределительных сетях может произойти особенно весомое снижение тарифа. Например, согласно расчетам Минэнерго, в Красноярском крае цифра может уменьшиться на 19,1 %. Основная формула экономии будет заключаться в следующем: чем сильнее в регионе развивается промышленность, тем выгоднее будут тарифы для небольших потребителей.

Платить за то, что не используется

Как бы ни парадоксально звучало, но если речь идет о неиспользуемых мощностях, то введение платы за них позволит значительно оптимизировать рынок и создать систему рационального энергопотребления.

По данным Минэнерго, сейчас используется лишь одна десятая нового оборудования, построенного федеральной сетевой компании по заявкам самих потребителей с 2011 по 2018 годы. При этом весомыми проблемами остаются отсутствие свободных мощностей и невозможность получить разрешение на подключение к сетям новых объектов.

Если ввести плату за неиспользуемую мощность, то потребитель либо откажется от невостребованного резерва, либо будет значительно больше платить, чем сейчас. И если на данный момент сетевая компания получает плату только за фактически

потребленную мощность, но при этом занимается обслуживанием всего оборудования потребителя за свой счет, то при введении инициативы это станет вполне оправдано.

Найдутся как желающие отказаться от невостребованных резервов, так и намеренные платить за них — каждая компания сможет решить этот вопрос в индивидуальном порядке. Эксперты сообщают, что оплата резерва сетевых мощностей положительно скажется на регионах с их дефицитом, коими являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и другие города-миллионники.

При этом чтобы резко не ударить по потребителям и дать им время определиться с выбором, оплату за резервы планируется ввести в несколько этапов. Минэнерго предлагает в первый год платить за 5% резерва, а затем постепенно повышать эту цифру, чтобы спустя четыре года потребители платили за резерв 60%. Стоит отметить, что идея нашла отклик в Правительстве РФ в лице председателя Дмитрия Медведева и зампреда Дмитрия Козака.

Инициатива и скепсис

Минэкономразвития РФ считает, что грядущие реформы могут значительно увеличить нагрузку на бизнес. По их подсчетам, за неиспользуемые мощности предприятиям придется платить от 44 до 79 миллиардов рублей. В ведомстве также сомневаются, что малый и средний бизнес ощутит снижение тарифа в результате нововведений.

«Россети» подсчитали, что в зависимости от вида производства средние годовые затраты увеличатся на 2–10%. Например, черная металлургия может дополнительно заплатить максимум 4% (1 млрд рублей), цветная — 2% (0,4 млрд рублей), газопроводный транспорт — 5% (0,6 млрд рублей). Наиболее существенно реформа скажется на РЖД, увеличивая их затраты на 7% (2 млрд рублей).

Однако стоит учесть, что этот расчет учитывает лишь предельные суммы и то условие, что потребители не откажутся от неиспользуемой максимальной мощности. Однако, как уже отмечалось выше, от излишних резервов всегда можно отказаться, и вместе с этим отпадет необходимость за них платить.

Своим мнением о грядущих переменах поделился также депутат Омского городского совета и координатор омского отделения ЛДПР Алексей Ложкин:

«О предложенной реформе уже давно так или иначе говорили о резервных мощностях и о том, как их использовать. Сократить эти мощности, чтобы организации от них отказались. Это будет выгодно для крупных сетевых компаний, которые работают с высоким напряжением и к которым подключаются мощные заводы.

Однако в случае перераспределения тарифов и увеличения стоимости для крупных потребителей, они будут вынуждены увеличить затраты на производство. И где-то нужно будет компенсировать затраты, чтобы не выросла стоимость продукции. Обычно это происходит за счет оптимизации и сокращения штата.

Допустим, откажутся предприятия от резервов, а дальше что? Сетевые предприятия их заберут и будут реализовывать, получат дополнительную прибыль. Но за счет чего они будут выравнивать и снижать тариф?

Если экономика стоит и предприятия не развиваются, то и остаются свободные мощности, вот где стоит искать первопричину. Если бы экономика работала, то все резервы были бы задействованы. С другой стороны, предприятия в свое время оплачивали эти мощности, они их резервировали. А сейчас им предлагают платить постоянно за то, что они ранее выкупили. И если им вновь понадобятся мощность для новых проектов, то где им брать эту мощность? Снова покупать?

На сегодняшний день явных плюсов от этой реформы не вижу. Да, проблема с резервными мощностями есть: они вроде как существуют, но не используются. Да, их надо использовать. Но при этом конкретно не сказано, как это отразится на населении.

Разговоры давно идут, но будем смотреть, что из этого получится. Реформы у нас редко направлены на граждан. Ни один олигарх не откажется от своих яхт и вилл, если его крупному предприятию придется дополнительно платить за резервную мощность и повышенный тариф. За все заплатит народ».

Еще одним противником реформы частично выступает Федеральная антимонопольная служба: это ведомство традиционно против повышения тарифов для кого бы то ни было, однако не возражает по поводу их снижения.

Кроме того, Минэнерго предлагает не учитывать в необходимой валовой выручке плату за мощность, которую сетевые компании получат в первые два года после реформы. Это непосредственно повлияет на величину тарифа, поскольку он рассчитывается как раз на основе этого показателя.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 24.09.2019 - 14:36