Поиск загружается...

Михаил Мень: Теперь для УК будет большим риском работать плохо

Версия для печатиВерсия для печати
Михаил Мень: Теперь для УК будет большим риском работать плохо

Министр строительства и ЖКХ рассказал о том, кто может не платить за капремонт, почему падают лифты и какие штрафы грозят нерадивым УК

На открывшейся 27 января весенней сессии Совета Федерации парламентарии заслушали министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня. Разговор шел о проблемах ЖКХ. И это неудивительно: то, что происходит сейчас в этой сфере, волнует всех — от обычного человека до сенатора.

Аварийку расселяют неравномерно

Как сообщил парламентариям министр, основная работа в последнее время шла над совершенствованием законодательства. И сегодня можно констатировать: главные изменения в законодательстве уже произошли.

— Сегодня мы уже можем анализировать практику применения новых норм, — заметил  Михаил Мень. — Наступил этап их шлифовки, доработки.

Как известно, в настоящее время Минстрой реализует масштабную программу расселения из аварийного фонда. До 1 сентября 2017 года нужно расселить более 5 млн кв. м жилья (речь идет о жилье, которое признано аварийным на 1 января 2012 года). Надо сказать, что в целом программа продвигается довольно успешно. Правда, здесь нужно оговориться: есть регионы, которые перевыполняют план по расселению, а есть такие, которые серьезно «запаздывают».

По новым нормам для «отстающих» регионов введена финансовая ответственность за нарушение сроков и предоставление отчетов о переселении, не соответствующих действительности.

Основной акцент сделан сегодня на качество сдаваемого жилья. Принято решение вернуть экспертизу объектов, строящихся по программе переселения. Не секрет, что было много жалоб от жителей именно на некачественно выполненные строительные и отделочные работы.

Только треть региональных операторов прошли аттестацию

Еще одна масштабная программа связана с капитальным ремонтом многоквартирных домов. В срочном «ремонтном» вмешательстве сегодня нуждается около 70% всего многоквартирного фонда. В ближайшие годы нужно будет отремонтировать 735 тыс. домов площадью 0,3 млрд кв. м. С начала действия программы уже проведены ремонтные работы в 20 тыс. домов площадью 80 млн кв. м.

Впрочем, и здесь без проблем не обходится. Достаточно туго, например, прошла аттестация региональных операторов, которые управляют «котловыми» деньгами (как известно, средства на капремонт можно перечислять двумя способами: на спецсчет и в так называемый общий котел).

Только треть «регионалов» справились с тестами и получили допуск к работе. А значит, предстоит серьезно повышать квалификацию этой вновь образованной структуры. Насущная необходимость — запуск программы кредитования капремонта, чтобы люди могли отремонтировать свой дом досрочно.

И главное, как подчеркнул министр, сама программа капремонта должна быть абсолютно прозрачной. Чтобы не возникало здесь каких-то ненужных домыслов и спекуляций. Жители каждого дома должны четко знать, когда будет ремонтироваться именно их дом, в какие сроки, и какой перечень работ будет произведен.

Прямые договоры — единственный выход?

Достаточно серьезные изменения произошли и в сфере работы управляющих компаний. Как известно, введено лицензированиe УК. Таким образом, создан механизм смены недобросовестных УК, и на сегодня 13 компаний уже лишены лицензии.

Теперь для УК будет большим риском работать плохо. Ведь выработана целая система штрафов: за некачественно оказанную услугу, неправильно начисленную квартплату.

Как считает министр, наступил момент, когда волевым усилием нужно принять и решение о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг. Долги в коммуналке накопились немалые.

Ведь как у нас порой бывает? Управляющая компания собрала деньги за коммунальные ресурсы. Дальше она банкротится. И ресурсники оказываются без оплаты за поставленные воду и тепло. Прямые договоры, как надеются в Минстрое, позволят снизить задолженность в коммунальной сфере.

И, наконец, еще один важный момент, над которым работает министерство: привлечение инвестиций в отрасль. В ЖКХ, по подсчетам, нужно «вливать» до 500 млрд руб. в год. И надо сказать, кое-какие успехи в плане сотрудничества с бизнесом уже имеются. Только в 2015 году заключено 271 концессионное соглашение. А всего их в отрасли насчитывается уже около 700.

Почему падают лифты

В ходе парламентского часа, в рамках которого выступал министр, парламентарии буквально забросали Михаила Меня вопросами. Были среди них и «неудобные».

Например, член Совета Федерации Николай Тихонов поинтересовался у министра, как же так получилось, что у нас в жилых комплексах, причем не простых, а элитных падают лифты (у всех на слуху жуткий случай в ЖК «Алые паруса», когда из-за неисправности лифта погибла женщина).

Корни этого ЧП нужно искать в прошлом, высказал свое мнение министр. По его словам, в пылу борьбы с административными барьерами было наломано немало дров. Например, был отменен «специализированный» статус организаций, занимающихся установкой и обслуживанием лифтового хозяйства.

В результате теперь обслуживать лифты могут все кому не лень. Причем — не «заморачиваясь» какими-то специальными допусками. А между тем лифт — это сложное сооружение, при ремонте и обслуживании которого в первую очередь должны соблюдаться требования безопасности.

Результат, как говорится, налицо. В этой ситуации нужно менять подходы к организации всего лифтового хозяйства, уверен министр.

Представитель в Совете Федерации от Республики Саха (Якутия) Александр Акимов напомнил о другой наболевшей проблеме: достаточно тяжело идет программа капитального ремонта в арктической зоне.

— Мы с вами на одной волне, — согласился с сенатором Михаил Мень. — Думаю, для полярной зоны должны быть выработаны отдельные правила и отдельные расценки на ремонтные работы.

Кроме того, на БАМе, например, есть целый «пласт» жилья, которое и жильем-то не признано. Это балки, вагончики. Если они все-таки получат жилой статус, то программа по капремонту «подорожает» еще на 6 млрд руб. Тем не менее, эту проблему нужно решать.

За концессии в ЖКХ уже борются

Популярную сегодня тему импортозамещения поднял представитель в Совете Федерации от Алтайского края Сергей Белоусов. Он поинтересовался, какие строительные материалы сейчас используются для возведения объектов по программе переселения из аварийки.

Министр заверил, что для строительства жилья эконом-класса сегодня на 85—90% используются отечественные стройматериалы. И это, по его мнению, достаточно весомое достижение. А вот инженерные системы в дома устанавливаются пока импортные. То есть здесь есть над чем работать.

Буквально всех интересовал вопрос, как привлечь бизнес в сферу ЖКХ. Ведь на сегодня прибыльность жилищно-коммунального хозяйства неочевидна. И те, кто сюда вкладываются, идут на большие риски.

Тем не менее выгоды работы в этой сфере бизнес уже потихоньку начал ощущать. Как рассказал Михаил Мень, в Волгограде, например, две мощные компании уже боролись друг с другом на тендере, чтобы получить выгодный контракт.

Правительство сделало все, чтобы найти выпадающие средства

Под занавес подлила масла в огонь известная общественная деятельница Светлана Горячева. Она спросила министра, анализировалось ли, сколько составляет квартплата в общем бюджете семьи. И, может быть, все-таки не стоит увеличивать сумму в платежке за счет взноса на капремонт.

— Дело в том, что тарифы по капремонту мы решили не отдавать на откуп федерации, — обосновал свою позицию Михаил Мень. — В разных регионах разный уровень доходов, разные цены, разные условия жизни, и, думаю, логично было бы, чтобы сумму взноса на капремонт субъекты федерации определяли самостоятельно.

Кроме того, министерство не стало устанавливать и максимальную планку такого тарифа. И вот почему.

— Смотрите, мы установили такой показатель — рост индекса совокупного платежа, — объяснил министр. — Так вот, он не будет превышать 4% (это даже ниже уровня инфляции). То есть варьировать цену можно будет только внутри этого самого совокупного платежа. Можно поднять тариф на воду, можно на тепло. Но в целом в графе «Итого» почти ничего не должно измениться (рост может быть только на 4% и не более того).

Еще один инструмент регулирования тарифа — льготы на капремонт, которые удалось «пробить» Минстрою. Теперь, как известно, от взноса освобождены те, кому 80 лет и более. А 50% будут платить инвалиды и пенсионеры от 70 до 80 лет, а также некоторые другие категории (правда, эту норму должны утвердить уже сами регионы).

— Правительство пошло на это. Изыскало возможность найти эти выпадающие средства, — подытожил министр.

А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала представителей регионов проследить на местах, как принимаются законодательные нормы по «ремонтным» льготам.

Автор: Елена МАЦЕЙКО

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 09.02.2016 - 19:04