Поиск загружается...

Магазинам одежды грозит банкротство: россиянам придется вновь отовариваться на рынках

Версия для печатиВерсия для печати
Магазинам одежды грозит банкротство: россиянам придется вновь отовариваться на рынках

Несмотря на мировую пандемию и падение доходов населения, холодную российскую зиму никто не отменял. Казалось бы, потребители должны атаковать магазины одежды: новый пуховик и тело согреет, и настроение поднимет. Но нет. Объем продаж за год упал на 12%. Похоже, в кризисном 2020-м люди избрали выжидательную тактику: глядишь, спрос на сезонные вещи рухнет, ритейлер лишится прибыли, объявит себя банкротом и раздаст весь товар за бесценок. Эксперты призывают не надеяться на такой сценарий. Массовый отток цивилизованных торговцев возродит старые вещевые рынки: с одеждой низкого качества, агрессивными зазывалами и бесконечными обманами.

Пандемия кардинально трансформировала потребительское поведение россиян: люди массово перешли в режим экономии. Например, продажи зимней одежды упали на 12%. Об этом сообщил оператор фискальных данных «Платформа ОФД».

«Средний чек покупки составил 5 тыс. 440 рублей, что на 4% выше, чем в прошлом году. А объем продаж в натуральном выражении, то есть, по числу покупок снизился на 12%, в денежном выражении — на 8%», — подсчитали в компании.

Падение потребительского спроса не удивляет. Доходы населения сократились, и россияне вынуждены экономить даже на объективно необходимых в холода вещей. Если раньше вопрос о приобретении обновки не стоял, то сейчас потребители в массе своей предпочтут доносить до дыр то, что у них уже есть.

Весь сегмент одежды и обуви (без учета сезона) сократится по итогам года значительно — на 25-30%, при этом импортные поставки снизятся на 36%, оценивает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«В среднем по России, выручка магазинов обуви сократится на 17%, одежды — на 5%. При этом средний чек практически не вырастет, так как покупатели стараются экономить — выбирают товары по акциям или уходят в более низкий ценовой сегмент. Сетевые магазины одежды и обуви фиксируют сокращение трафика в осенние месяцы в среднем на 20% от уровня прошлого года, при этом прогнозируется, что период новогодних покупок не выйдет на уровень прошлого года», — говорит эксперт.

Согласно данным «Платформы ОФД» средний чек увеличился, но это не потому, что россияне стали больше покупать. Из-за падения рубля выросли цены не только на импорт, но и на отечественную продукцию: для производства большинства товаров легкой промышленности используются зарубежные компоненты. Другая причина роста цен и падения спроса — логистические сложности. Пандемия усложнила доставку грузов из стран-поставщиков.

«Стоимость всех вещей зависит от валюты. Сегмент локальных производств отечественных вещей крайне мал, а поток импортных товаров, наоборот, очень большой. Укрепление валюты и падение рубля автоматически привели к снижению потребительского спроса», — отмечает член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике в Торгово-промышленной палате РФ Анна Вовк.

При этом в России растет популярность сервисов объявлений и вторичных продаж на fashion-рынке. По итогам 2020 года объем продаж в этом сегменте может вырасти на 20-25% и составить 355-370 млрд рублей. Посещаемость секонд-хендов увеличилась на 30% к прошлому году, объемы продаж по итогам этого года могут увеличиться на 40%.

Из-за падения потребительского спроса многим ритейлерам придется уйти с рынка, убежден председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

«Рынок придется покинуть как мономагазинам, так и некоторым торговым сетям. В то же время вырастет популярность онлайн-барахолок и обычных вещевых рынков, что отбросит нас лет на 20 назад: цивилизованные торговцы уйдут, а на смену им вернутся нецивилизованные», — считает он.

Рассчитывать на то, что ритейлеры перед уходом с рынка начнут масштабную распродажу своего товара не следует, подчеркивает Янин. Навариться на чьем-то банкротстве у покупателей не получится. Торговцам проще продать эти вещи специализированным компаниям.

«Может вырасти число магазинов с псевдо-распродажами якобы из-за банкротства. Такого рода торговых точек лучше избегать и не впадать в потребительский ажиотаж. Продавать будут дорого, пока найдется хоть один покупатель. Поэтому не нужно тратить последние деньги, позарившись якобы на большие скидки», — подытожил собеседник «МК».

Годы: 

Регионы: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 14.12.2020 - 09:08