Поиск загружается...

Коммунальные тарифы в Кузбассе никто не проверяет

Версия для печатиВерсия для печати
Коммунальные тарифы в Кузбассе никто не проверяет

Услышат ли власти доводы здравого смысла?

Жильцы многоэтажек платят много и непонятно за что. Так считает уже не один домком Павлов. Осознание того, что с коммунальными платежами многоквартирников не все в порядке, приходит к людям постепенно, но неотвратимо. О том, откуда берутся цифры в платежках, начинают задумываться все больше «источников коммунальных поступлений», то есть нас с вами. Вопросы копятся, ответы не намечаются, напряжение нарастает… На таком фоне в Кемерове по инициативе заместителя председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, члена регионального штаба ОНФ Юрия Скворцова и редакции «МК в Кузбассе» за одним круглым столом собрались представители всех сторон-участников этого коммунального квеста.

На пути к диалогу

Даже генпрокурор РФ  признает, что сфера ЖКХ и строительство традиционно возглавляют список лидеров по числу нарушений закона. Не сходит эта тема и со страниц нашего издания: десятки законченных и незаконченных историй о несуществующих ремонтах, завышенных тарифах и годами протекающих крышах. Сотни официальных ответов и встреч, на которых за взаимными обвинениями УК и жильцов невозможно было услышать хоть что-то конструктивное. Диалога никак не получалось. А без него – какие результаты? Вот бьется домком Павлов. Все пороги обтоптал, все суды прошел, все доказал, миллионы переплаченных жильцами его дома средств вернул. А толку? Никому нет дела до того, что системообразующие ошибки налицо. Насос ЖКХ работает в прежнем режиме. Казалось, все вхолостую: колоссальные усилия активных и неравнодушных кузбассовцев, публикации СМИ, депутатские запросы. Но тут как в фронтовой песне: «Еще немного, еще чуть чуть…» Главное – не сдаваться. И не сдаемся. Ни мы, ни домком Павлов. Конечно, нам помогают: депутат ГД Николай Рыжак оказывает серьезную помощь. Более чем уверены, что не мы одни пытаемся пробить эту стену. Не беремся утверждать, что «лед тронулся», но на фоне пустой болтовни появились, как нам кажется, проблески конструктива. ОНФ и областной Совет обратили внимание на проблему тарифов и работы УК. Заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, член регионального штаба ОНФ Юрий Скворцов пригласил кемеровских и прокопьевских домкомов на встречу. В этот раз их готовы были слышать. Домкомы задавали вопросы, представители ЖКХ на них отвечали и, что еще более странно, начали признавать свои ошибки.

«Большое количество вопросов скопилось у кузбассовцев потому, что много в жилищной сфере размытого и неясного, – отметил Юрий Скворцов. – Не понятно, что кроется внутри каждого коммунального тарифа, внутри каждой тарифной статьи. Людям приходится платить вслепую, а разъяснения получить просто негде. Сами жилищники порой путаются в этой системе. Предполагаю, что зачастую это происходит не из злого умысла, а по незнанию. Несовершенная система ЖКХ сама генерирует недоработки на разных уровнях. Пришло время что-то менять. Нужно выявлять и ликвидировать эти системные ошибки. А потом использовать наш опыт для выстраивания правильного взаимодействия собственников жилья с управляющими компаниями».

Тарифы условные, деньги реальные

Одно из главных слабых мест системы ЖКХ – тарифообразование. Даже представители ГЖИ Кемеровской области признали на встрече, что тарифы сегодня – это не обоснованная нормативными актами, а весьма условная цифра, которая некогда имела четкую структуру, а потом ее утратила. И теперь тарифы растут сами по себе, без прямой взаимосвязи с ростом цен на ту или иную услугу. Горсовет эти цифры принимает, а все остальные по ним живут и платят. «Мы неоднократно говорили о том, что тариф должен быть разложен на составляющие. Тогда часть вопросов населения снимется сама собой, – отметила Наталья Полтавская, заместитель начальника ГЖИ Кемеровской области. – Мы, к сожалению, не можем проверять тарифы, утвержденные Горсоветом. Это не в нашей компетенции. Однажды мы предприняли такую попытку, но успехом она не увенчалась».

Не могут или не хотят проверять тарифы и депутаты, которые эти тарифы утверждают – возможно, квалификации не хватает, времени или желания разобраться в том, за что голосуют. Так что пока влиять на тарифообразование и не согласиться с утвержденными расчетами могут лишь сами жильцы многоквартирных домов. Но, чтобы повлиять на коммунальные платежи, им приходится разбираться в этой теме самостоятельно, анализировать огромное количество нормативных актов, вникать в тонкости системы ЖКХ, а затем ходить по судам, доказывая многократные переплаты – понятное дело, у обычных же граждан времени, желания и ума больше. И разбираются, и ходят в суд, и суд признает, что люди платят больше, чем должны. Тем, кто прошел этот путь, проводят перерасчет и возвращают переплаченные средства. Как, например, прокопчанам, которым силами Владимира Павлова удалось выиграть 9 (!) судебных дел по тарифам и вернуть жильцам своего дома 3,3 миллиона рублей. Но остальные продолжают платить, как и прежде.

И помочь разобраться в этом вопросе людям некому. И власти это признают. «Мы выходили на глав городов с предложением организовать при администрациях или управлениях ЖКХ службы, которые бы могли помочь любому обратившемуся не только разложить тариф, но и проверить коммунальную смету, – сообщила представитель ГЖИ Наталья Полтавская. – Но желания работать в этом направлении муниципалитеты не проявили».

Любой платит дважды?

Из проблемы неясного тарифообразования вытекают сомнительные статьи расходов столь же неясного содержания отчетов УК.

Например, согласно отчету ООО «РЭУ-9» о выполненных работах и оказанных услугах за 2017 год по дому проспект Советский, 28, г. Кемерово, в перечне выполненных работ указано: «Подготовка МКД к сезонной эксплуатации, проведение технических осмотров, мелкий ремонт» – 307 396 ,64 руб. в год. А буквально рядом, в строке затрат «Работы по текущему ремонту общего имущества», оказался еще один «Ремонт систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения» на 96 298,31 руб. Почему так, осталось жильцам непонятным. Жилищники расшифровать эти строки и доказать, что работы в них не перекрывают и не дублируют друг друга, пока не смогли.

Аналогичной оказалась ситуация и с затратами по статье «Техническая подготовка производства, делопроизводство, работа с абонентами, работа паспортного стола и кассы» на сумму почти 143 тысячи рублей. «Указанный перечень работ на основании Постановления Правительства от 15 мая 2013 г. №416 уже учтен в статье затрат «Управление многоквартирным домом» на сумму более 106 тысяч рублей», – указал Владимир Павлов. Представители обслуживающей организации на резонный вопрос ответили коротко: «Будем смотреть, мы не готовы ответить сейчас».

Павлов предполагает, что таким образом УК маскируют завышенные затраты на управление домом. И, чтобы этот перерасход не бросался в глаза, просто раскидывают его по разным статьям. «А так как эти статьи не требуют никаких актов выполненных работ, сумму можно увеличивать на сколько угодно», – сообщил пенсионер.

Юрий Скворцов, в свою очередь, склонен полагать, что тарифные статьи, как и сами тарифы, сегодня носят больше условный, нежели конкретный характер. А затраты, прописанные в них, возможно, не раздутые, а реальные, просто управляющие компании произвольно раскидывают их по разным графам, чтобы то одну дырочку закрыть, то другую залатать, не заморачиваясь особо соотнесением денег и услуг. Однако это всего лишь догадки. А гадать и население, и депутаты, и даже сами сотрудники УК вынуждены, потому что в этой системе все настолько запутано и замаскировано, что управляющая компания не может ответить, за что собирает деньги, а люди не могут понять, за что они их платят.

«Случайно» спрятали

Маленьким Клондайком для УК оказались платежи собственников нежилых помещений. «В доме на проспекте Советском Кемерова собственники нежилых помещений, согласно действующему тарифу на содержание и ремонт общего имущества, должны были заплатить больше 150 тысяч рублей, следует из выкладок Павлова. Однако эта сумма магическим образом исчезла из годового отчета управляющей компании, где черным по белому написано – «Прочие поступления денежных средств – 0,00 рублей». В доме на Островского эта сумма еще больше – 220 тысяч рублей. И тоже нигде не «светится». Ошибка это или сознательное укрывание полученных средств – судить, конечно, не нам. Но так как аналогичным образом дела обстоят в разных домах и по разным отчетным периодам, складывается впечатление, что это не разовый просчет, а систематическое сокрытие поступлений принадлежащих дому средств. Тем же неизвестным образом из отчетов испарились и поступления денежных средств от собственников нежилых помещений на счет регионального оператора. По грубым подсчетам, сумма с одного только дома может составлять порядка 50 тысяч рублей в год.

Такое положение дел немало удивило Юрия Скворцова: «А почему мы не показываем этих сумм, коллеги? – с нескрываемым удивлением спросил заместитель председателя Совета народных депутатов. – Одно время я руководил областной шахматной школой, которая находилась как раз в этом доме на Островского. Мы платили и за дворника, и за вывоз мусора. Дом должен знать и видеть, сколько он зарабатывает. Это деньги дома, коллеги!»

Управляющая компания – о, чудо! – признала свою ошибку, мол, да, не показали, исправимся.

Проблема взаимодействия собственников нежилых помещений с региональным оператором, по мнению Юрия Скворцова, намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Когда УК исключили из процесса собирания средств на капремонт, они тут же умыли руки и на все вопросы начали отвечать – это не наш функционал. Городские власти тоже сняли с себя эти полномочия. Теперь это функционал регионального оператора. Именно он должен заключать такие договоры с собственниками магазинов, мастерских и т.д., но за пять лет не выстроил работающей системы. А когда фонд является не коммерческой, а государственной организацией, никто особо не радеет за прибыль. «Им не интересно заниматься этим вопросом. А мы имеем очередную прореху в системе ЖКХ. И очередной вопрос без ответа – кто возместит жильцам дома причиненный ущерб из-за отсутствия в годовом отчете средств от уплаты за содержание и ремонт общего имущества собственниками нежилых помещений за все истекшие годы», – сказал Юрий Скворцов.

Отчеты-перевертыши

Все эти нюансы вытекают из еще одного финта ушами УК – годовой отчетности, которая на сегодняшний день не имеет единого стандарта и сообразуется лишь с фантазией и принципом УК «чем меньше знает жилец, тем лучше». Более того, в случае, если этот жилец нашел в отчете нестыковку или нарушение, то отчет можно в любой момент по-быстрому подшаманить, чтобы «без шума и пыли».

ГЖИ следит лишь за тем, чтобы отчет был. А какой – никого не волнует. На вопросы: как так получается, что выложенные на сайт отчеты больше похожи на о-о-очень краткую справку, а добыть полный отчет простому смертному сродни подвигу; почему отчеты УК выкладываются без блокировки и логотипов на бланках произвольной формы; почему цифры и статьи в отчетах могут меняться в любой момент бесконтрольно и никто не несет за это никакой ответственности – участники совещания не нашли, что ответить, признав своим молчанием наличие и этой проблемы.

И все же несмотря на традиционное «вопросов больше, чем ответов», результат у прошедшей встречи есть. На пути к решению проблемы и исправлению ошибок первое, что нужно сделать – проблему и ошибку признать, и нам кажется, у собравшихся это получилось. Если раньше жилищники пытались заглушить обвинения в свой адрес, то в этот раз они были готовы услышать население. Нет больше возможности сопротивляться очевидным вещам, доводя ситуацию до абсурда. Как хочется, чтобы Рубикон осознания ущербности тарифообразования, системы отчетов УК и платежей населения был пройден, и что-то начало меняться на законодательном уровне. А пока по-прежнему и упорно сами: считаем, вникаем, проверяем и на даем себя просто «доить»…

Алена Рыжова

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 14.03.2019 - 16:58