Поиск загружается...

Электроэнергетика, водоснабжение, инфраструктура - проблемы Крыма и способы их разрешения

Версия для печатиВерсия для печати
Электроэнергетика, водоснабжение, инфраструктура - проблемы Крыма и способы их разрешения

Энергетические проблемы Крыма и способы их разрешения

Украина активно пугала Крым тем, что полуостров без Киева является энергодефицитным и за свою независимость заплатит энергетическим кризисом. После того как он станет частью РФ, эта проблема взваливается на плечи Москвы. Впрочем, при детальном рассмотрении все не так страшно.

На самом деле газовая проблема почти не потребует никаких дополнительных расходов. Крым уже сейчас в состоянии сам себя обеспечивать газом. В 2013 году Черноморнефтегаз добыл 1,65 млрд кубометров газа, при этом АРК потребила около 1,5 млрд кубов.

Дальнейший рост потребления легко нивелируется увеличением добычи. По предыдущим планам, регион должен постепенно увеличить добычу газа с 1,65 млрд кубов до 2,5-3 млрд кубов газа.

Проблема газового потребления изначально исходит из того, что основной спрос на газ приходится на пиковый сезон - осенне-зимний период. И в это время суточное потребление газа действительно превышает возможности его добычи в регионе. Однако этот вопрос решается правильным использованием Глебовского подземного хранилища, которое расположено на территории полуострова. Надо всего лишь закачивать в хранилище излишки добытого в весенне-летний сезон газа, а осенью и зимой отбирать его из хранилища, чтобы удовлетворить возросший спрос на газ. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Вопрос обеспеченности нефтью и нефтепродуктами Крыма решается тоже довольно легко - через поставки на танкерах и далее по железной дороге. «Для таких поставок придется увеличить пропускную способность инфраструктуры. На реконструкцию портов надо потратить около 37 млрд рублей, железной дороги - 720 млн рублей. Кроме того, потребуется около 3,5 лет и 50 млрд рублей на строительство моста через Керченский пролив», - указывает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. Причем вложения в эту инфраструктуру помогут поставкам не только нефти и нефтепродуктов, но и других ресурсов и товаров.

Крым производит лишь 517 млн кВт/часов, обеспечивая только 14% своих потребностей: 13% генерируется теплоэнергоцентралями, еще 1% - ветровыми генераторами, работающими на солнечных станциях «Родниково», «Перово», «Охотников», на заводах по переработке биомассы, мини-ГЭС и установках по использованию геотермальной энергии, отмечает Михаил Крылов из United Traders. Таким образом, Крыму не хватает 86% электроэнергии.

Однако проблема нехватки электроэнергии в Крыму также решаема. В краткосрочной перспективе основным вариантом устранения нехватки электроэнергии в Крыму Михаил Крылов считает бензогенераторы и дизельгенераторы, работающие на поставленных по морю нефтепродуктах. Это даст время для того, чтобы полностью обеспечить полуостров российской электроэнергией.

«В течение трех лет Крым можно будет связать с Невинномысской ОГК-5 двумя ЛЭП 330 кВт по дну Керченского пролива стоимостью 18 млрд рублей. В течение пяти лет можно построить дополнительно одну теплоэнергоцентраль, стоимость которой можно оценить в 30 млрд рублей», - говорит директор аналитического департамента United Traders.

В свою очередь Симонов видит решение проблемы в газовой генерации, для чего потребуется больше газа, чем добывает полуостров. Однако, по его мнению, Россия может построить быстро и недорого отвод от трубопровода «Южный поток», который должен пройти по морю недалеко от территории полуострова.

Пресная вода в Крыму - водоснабжение

Одна из острейших проблем полуострова - нехватка пресной воды. Причем на самом деле в большой мере эта проблема не связана с тем, что Киев может отключить доступ к ней, закрыв Северо-Крымский канал Днепра. Этот канал обеспечивает водой далеко не весь Крым. Кроме того, качество поступающей оттуда воды далеко от идеала. Канал серьезно заилен, водоток через него за 25 лет сократился в четыре раза, рассказывает Михаил Крылов.

По его словам, из этого канала и еще из 20 водохранилищ естественного отбора вода поступает сейчас только в Феодосию. И Украина вряд ли перекроет Северо-Крымский канал поставок пресной воды Крыму. «Высокие тарифы на закачку воды в Северо-Крымский канал, скорее всего, обеспечат интерес украинской стороны к продолжению поставок», - полагает Крылов. Такой же точки зрения придерживались и власти Крыма.

Проблемы с водой наблюдаются далеко не на всех территориях Крыма. Так, Симферополь, Саки и Евпатория обеспечивают себя водой самостоятельно.

«Сложнее обстоит дело в Севастополе, где вода забирается из загрязненного Чернореченского водохранилища, и в Бахчисарае, где нехватка воды может достигать 40%», - говорит эксперт из United Traders.

При этом, говорит Крылов, в водохранилищах имеются проблемы цветения воды, которые в два раза превышают расход очищающих субстанций, кроме того, вода зачастую очень мутная, снижать мутность надо в разы, подчас в 17 раз.

Лучшее временное решение в области водоснабжения Крыма, по его словам, это артезианские воды. Равнинный Крым пьет воду из скважин Северо-Сивашского, Белогорского и Альминского артезианских бассейнов. «Эти скважины требуют дополнительного снижения жесткости и уменьшения сухого остатка минерализованной воды, богатой углекислым газом, метаном и сероводородом. Кроме естественного истощения скважин, которые требуют дорогостоящего углубления, имеются проблемы вытеснения артезианских вод солеными грунтовыми со скоростью 0,3 км в год, наблюдаемого, впрочем, пока лишь в Красноперекопском районе», - отмечает Крылов проблемы, которые предстоит решать теперь России.

При этом опреснение морской воды на самом деле не столь дорого. По словам Крылова, себестоимость опреснения - 3,3 копейки за литр, что сравнимо с нынешней себестоимостью очищения воды из Феодосийского наливного водохранилища. «По другим статьям расходов, включая электроэнергию и частоту ремонта насосных станций, опреснение практически идентично водохранилищам», - добавляет Крылов. При этом только опреснение, по его словам, обеспечивает бесперебойную подачу воды, тогда как имеющаяся система тормозится при ухудшении погоды, понижающем свойства воды.

Инфраструктура Крыма

Крымская инфраструктура, которая практически не обновлялась украинскими властями, нуждается в серьезных инвестициях. Требуется модернизация аэропортов, особенно в Симферополе, электрификация крымских железных дорог, расширение портовой инфраструктуры и паромных переправ.

Россия еще до проведения референдума пообещала вложить в инфраструктуру Крыма 5 млрд долларов.

В числе самых дорогих проектов, которые намерена реализовать Россия в Крыму, реконструкция автодороги Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь, стоимость которой оценивается в 1,4 млрд долларов. В развитие морских портов в Евпатории, Феодосии, Керчи и Ялте обещают вложить почти 1,8 млрд долларов.

В 50 млрд рублей (порядка 1,4 млрд долларов) оценивается строительство моста через Керченский пролив за 3,5 года. Это минимальная стоимость проекта, которая может вырасти благодаря железнодорожной составляющей, говорил министр транспорта Максим Соколов. Этот проект важен, так как может сократить путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 км.

Проект моста обсуждался уже много лет, но у Украины все не было денег на это, теперь, когда все затраты возьмет на себя Россия, проект должен сдвинуться с мертвой точки.

Сомнений в том, что Россия способна построить столь сложный с технической точки зрения мост, не возникает, так как у нее есть опыт строительства моста на остров Русский, причем при ударных темпах работ.

В озвученные инвестиции в 5 млрд долларов также входят проекты, связанные с развитием аэропортов в Керчи и Севастополе, туристических объектов и предприятий в области сельского хозяйства.

На самом деле речь не идет о чисто бюджетных средствах. Российское МЭР собирается активно привлекать частных инвесторов под эти проекты. Те же московские аэропорты или аэропорт в Сочи реконструировались в России на средства частных инвесторов.

По материалам ВЗГЛЯД

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Редактор
Дата публикации: 18.03.2014 - 02:47