Поиск загружается...

Чтобы навести порядок в тарифном регулировании, нужно года три

Версия для печатиВерсия для печати
Чтобы навести порядок в тарифном регулировании, нужно года три

Платежки за электроэнергию, которые получили предприниматели, стали главной темой жизни Хакасии. Тот факт, что для населения тариф – один из самых низких в России, отошел на второй план. Предприниматели вынуждены закладывать затраты в конечную стоимость услуг или товаров. Результат один – на рядовом потребителе это обязательно скажется. 

Тарифы устанавливает Госкомтарифэнерго Хакасии. Сегодня его позиция следующая: тарифы обоснованы. 

Почти два года назад Федеральная антимонопольная служба получила полномочия главного тарифного регулятора. Но территориальные органы, в нашем случае это Хакасское УФАС, – контролем тарифов не занимается, по крайней мере, сейчас. 

А где закон? 

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев при общении с журналистами федеральных СМИ признал: ФАС нужно три года, чтобы навести порядок в тарифном регулировании в России. Руководитель службы отметил: такая жизненно важная для граждан и для бизнеса сфера деятельности не имеет единого законодательного регулирования. 

«Действует бесчисленное количество противоречащих друг другу методических рекомендаций, огромное количество правительственных актов, которые усиливают расхождение в тарифном регулировании в различных отраслях. 

 

Каковы последствия? Себестоимость в электричестве, воде или других смежных отраслях формируется совершенно по-разному. Разница в сбытовой надбавке по регионам отличается в 10 раз, по эффективности электросетевых затрат – в 8 раз. В результате в одном регионе потребитель платит в 8-10 раз больше, чем в другом. Да, у каждой отрасли есть своя специфика, но основа должна быть общая. Например, надо ответить на вопрос: если та или иная организация сама себе выдала кредит через аффилированные компании, должно это учитываться в тарифе? Потребители должны за это платить из своего кармана? Конечно, нет», – задает вопрос и тут же отвечает глава ФАС. 

Игорь Артемьев рассказывает: сотрудники службы столкнулись с тем, что в законодательстве оставлено множество лазеек. Например, устанавливает правительство предельный уровень повышения тарифа на электроэнергию, условно говоря, 10 процентов. Но наступает 1 июля – тарифы увеличиваются на 70-80-120 процентов. 

«Спрашивается, как это возможно? Оказывается, возможно, потому что в самих актах правительства написано, что если инвестпрограмма требует повышения тарифов, то можно выходить за какой угодно предел. По совершенно непонятной процедуре. А инвестпрограмма всегда будет требовать. Это же бесконечный молох, который будет пожирать все. 

 

Еще одно наблюдение, которое мы для себя отметили: принцип определения тарифов, исходя из себестоимости оказания услуг, это для России не работает вообще. У нас практически все компании врут про себестоимость: скрывают свои реальные возможные режимы экономии, показывают максимальные входные затраты. Нужны совершенно другие подходы. Нужны единые принципы регулирования, которые будут прозрачны и понятны, все должны понимать, как формируется тариф, нужен приоритет интересов потребителей. Поэтому самое первое, что мы сделали из концептуальных вещей – написали проект нового базового закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации». Сейчас уже идет процедура межведомственного согласования», говорит руководитель ФАС. 

Что сэкономил, – то твое

Игорь Артемьев рассказал о подходах, которые предлагает ФАС в части изменения тарифного регулирования:

«Во-первых, инфляция минус (тарифы должны расти медленнее инфляции). Устанавливая стоимость ниже инфляции, государство через тарифную политику создает благоприятные условия потребителям и дает возможность для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Компании должны сокращать свои издержки и избавляться от непрофильных активов. Во-вторых, долгосрочность тарифного регулирования. Пять лет – это, на наш взгляд, минимум. Когда бизнес понимает, что тариф установлен надолго, по понятной формуле и что бы ни происходило, он получит соответствующую отдачу от вложенного капитала, это очень важно. Дальше – недискриминационность. Если тариф дается, то он дается всем одинаковый. Сколько стоит такая услуга на сопоставимых рынках, столько она и должна стоить. Кроме того, что сэкономил – твое, дружище. Это в качестве стимула», – считает глава ФАС России. 

Исключить из тарифов необоснованные расходы

Игорь Артемьев выступает и за ужесточение наказания для нарушителей: «Если какая-то компания подала заведомо лживую заявку на тариф и он из-за этого мог бы вырасти, допустим, для населения на 20-30 процентов, миллиона два рублей в качестве штрафа она должна заплатить. 

Еще раз подала, это уже рецидив – в десять раз больше: двадцать миллионов. Я считаю, что должна также быть предусмотрена дисквалификация в судебном порядке для тех, кто неоднократно попадался на нарушениях». 

Кстати, у Федеральной антимонопольной службы как контролирующего органа есть полномочия пересматривать тариф. По результатам рассмотрения поступивших в 2016 году заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях, а также по итогам проведенных контрольных мероприятий были приняты решения об исключении из тарифов экономически необоснованных расходов. Таким образом, для потребителей тарифы были снижены: в Воронеже на 14,2 процента уменьшился тариф на воду. В Тверской области – на 4 процента тариф на электроэнергию. Похожие примеры были в Коми и Башкортостане. 

Есть ли возможность уменьшить тариф в Хакасии? Специалисты считают, что да. Например, внимательно изучить ту же инвестиционную программу энергетиков и тщательно проверить ее исполнение. И сравнить отчет на бумаге, и то, что сделано реально. Да и вообще – все расходы. Действительно ли они были? Или за все заплатит потребитель?

© «Независимое информационное агентство - Хакасия»

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 09.04.2017 - 14:50