Поиск загружается...

Что тормозит мусорную реформу?

Версия для печатиВерсия для печати
Что тормозит мусорную реформу?

Основная цель перемен в сфере обращения с отходами - повышение качества жизни россиян. Каждый сибиряк хочет, чтобы его город не окружали дымящиеся свалки, чтобы леса и овраги не превращались в отвалы, а из мусора делали тысячу и одну полезную вещь по безопасным технологиям. Что мешает нам сегодня же шагнуть в это чистое будущее - в комментариях экспертов.

Владимир Булычев, предприниматель, Новосибирск - Алтайский край:

- Реформа нужная, ее можно оценить только положительно, но такое ощущение, что сейчас все перепугались. И этот испуг не дает нам работать. Открыть новый полигон невозможно, мы по три раза сдаем документы на экологическую экспертизу, и нам из-за одной запятой возвращают их назад. Невозможно определить тариф для работы полигона - никто из чиновников не берет на себя такую ответственность. В Министерстве природных ресурсов РФ до сих пор не могут разобраться, как включать в территориальную схему новые объекты - не приняты соответствующие нормативно-правовые акты, это блокирует нашу работу. Продолжают действовать устаревшие СанПиНы, новые никто не разрабатывает. Вот только один пример: по существующим санитарным нормам в городском микрорайоне больше пяти контейнеров поставить на площадке нельзя, а площадка может быть только одна. В результате оператор вынужден вывозить мусор из этих пяти контейнеров семь раз в день (!), увеличивая транспортные затраты. Почему нельзя увеличить число контейнеров? Загадка, и таких примеров множество.

Олеся Тырышкина, депутат, Бийск:

- Алтайский край, на мой взгляд, в реализации реформы отстает. И даже идет в обратную сторону. "Черные перевозчики" продолжают работать, причем очень плодотворно. И региональные операторы в Бийске действуют так, что люди видят изменения только в худшую сторону. В городе мусор вывозят реже, чем раньше, - оператор утверждает, что тариф предусматривает вывоз только один раз в день. Соответственно, в микрорайоне, где одна площадка и не более пяти контейнеров, все завалено отходами. И региональный оператор вывозит только содержимое контейнеров, все, что остается, - не убирается. Это большая проблема, люди пишут жалобы в Роспотребнадзор, в прокуратуру, но воз и ныне там. Хотелось бы обратить внимание органов власти на то, что деятельность операторов нужно контролировать. Почему-то в Алтайском крае цель реформы формулируют так: главное, чтобы не стало хуже. Следовательно, лучше и не будет - стимула нет.

Владимир Коба, предприниматель, Омск:

- В Омской области реформа сопровождается чередой скандалов, и, на мой взгляд, это неслучайно. Достаточно сказать, что никто не пытался анализировать, почему тариф на вывоз мусора в регионе (133 рубля для жильцов многоквартирных домов в Омске) оказался самым высоким в Сибири. Региональный оператор заявил о том, что заключил договоры с транспортными организациями именно на таких условиях, и с ним почему-то все согласились, хотя тариф явно завышен. Для эффективной работы хватило бы и 80 рублей с человека. Вопросы вызывает и схема работы регоператора. В частности, он, по известным только ему соображениям, не заключает договор с нашим полигоном в Надеждино, который отвечает всем современным требованиям. Оператор предпочитает вывозить мусор на свалки в городской черте, которые нужно было закрыть еще в 2015 году, но которые продолжают работать по высокому тарифу. Активно действуют и "черные перевозчики". При этом наша компания, инвестируя значительные средства в создание новой инфраструктуры, возможности работать фактически лишена. И не только потому, что нас игнорирует региональный оператор. Мы установили современный сортировочный комплекс, но уже в течение полугода не можем получить документы, разрешающие его эксплуатировать: пройти федеральную экспертизу сегодня крайне сложно.

Кирилл Ритерман, предприниматель, Новосибирск:

- Реализовывать раздельный сбор мусора в Новосибирске мы начали еще в 2013 году, потому что понимали: рано или поздно в России должен, наконец, заработать механизм государственно-частного партнерства в этой сфере, как во всех странах Европы. Пять лет нам пришлось нести убытки, но продолжали этим заниматься за счет других направлений деятельности. Проект реализовывали как пилотный при поддержке областного департамента природных ресурсов, но в бюджете были деньги только на разовую акцию. Мы сказали: "Хорошо, нам забрать баки, которые мы поставили (на тот момент их было более трехсот)?". Отвечают: "Ну, нет денег, что тут сделаешь". Мы подумали и решили продолжать. Надеюсь, что скоро мы начнем получать экономическую отдачу - законодательные предпосылки для этого есть.

Дмитрий Тарханов, предприниматель, Кемерово:

- С 2017 года мы стали организовывать пункты приема стекла. Любого - бытового, пищевого, строительного, автомобильного, мебельного. Начинали практически с нуля. Дело пошло не очень: люди не особенно активны. Сейчас заключаем договоры с крупными рынками, где аккумулируется большое количество мусора, который можно переработать: макулатура, пластик. Но есть желание продолжить работу с населением, поставить специальные контейнеры под стекло. Это очень дорого, работа со стеклом самая затратная, и в сфере раздельного сбора мусора и переработки, я думаю, нужна поддержка государства, в первую очередь - на установку контейнеров.

Подготовила Нина Рузанова

Российская газета - Экономика Сибири № 92(7850)

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 26.04.2019 - 11:17