Поиск загружается...

Что даст цифровизация процесса регулирования тарифов на коммунальные услуги

Версия для печатиВерсия для печати
Что даст цифровизация процесса регулирования тарифов на коммунальные услуги

Необходимо полностью цифровизировать процесс регулирования тарифов на коммунальные услуги: от подачи тарифной заявки до принятия тарифного решения, считает Виталий Королев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Что это даст и как уже проходит цифровизация, он рассказал "РГ":

- Только в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами и электроэнергетики регулируемую деятельность ведут более 28,5 тысячи организаций, для которых региональные органы ежегодно принимают более 71 тысячи тарифных решений. При том что в ФАС обоснованность тарифов проверяют не более 25 человек. Получается, что на каждого из них в среднем приходилось в месяц по 236 тарифных решений, которые необходимо проанализировать самым внимательным образом на предмет обоснованности.

Цифровой формат установления тарифов мы видим так: в электронной форме подаются тарифные заявки ресурсоснабжающих организаций. Таким же способом формируются и экспертные заключения органа регулирования. Затем автоматически рассчитываются эталонные тарифы на коммунальные ресурсы, и на основании заданных параметров формируется расчет стандартизированных тарифных ставок на подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В апреле этого года служба презентовала единую форму экспертных заключений и тарифных заявок, разработанных ФАС России. Они позволят в режиме реального времени отслеживать параметры тарифных решений, предлагаемых экспертами органа регулирования для утверждения, и на предварительном этапе исключать явные нарушения законодательства. Мы уже подготовили изменения в Правила регулирования тарифов.

Экспертные заключения и тарифные заявки организаций будут в электронном формате загружаться через нашу электронную платформу. Это важный шаг по обеспечению цифровой трансформации тарифного регулирования как одной из приоритетных задач ФАС на ближайшие годы. Сейчас же у этих документов нет установленной формы. Они могут не соответствовать законодательству в части подробной детализации оснований для учета в тарифе каждой статьи затрат. Это затрудняет работу контролирующих органов и ставит под сомнение экономическую обоснованность как отдельных статей затрат в тарифе организации, так и правильность его установления в целом.

С марта 2021 года начал работать "федеральный тарифный светофор", который автоматически анализирует ошибки региональных органов регулирования при установлении тарифов. Они заполняют электронные шаблоны-таблицы с параметрами тарифного решения, а система красным цветом выделяет ошибки, зеленым - корректные значения. К 14 июля "светофор" позволил отменить на предварительном этапе около 40 тарифных решений. Сейчас он проводит анализ по 10 параметрам, а к 2023 году сможет анализировать тарифные решения уже по 100 параметрам.

Это, с одной стороны, автоматизация, когда нет необходимости через запросы документов или через выездные проверки анализировать тарифные решения: мы сразу видим, есть ли там данные, не соответствующие ограничениям или методическим рекомендациям. С другой стороны - профилактика, чтобы количество нарушений сокращалось.

Кроме того, цифровизация может сократить операционные расходы, частично расходы на персонал, почтовые расходы, связанные с установлением тарифов. При внедрении эталонов или в целом цифровизации процесса можно будет меньше людей задействовать на типовые задачи, тем самым повысив производительность их труда.

28,5 тысячи организаций работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами и электроэнергетики

Как минимум цифровизация не должна приводить к увеличению тарифов, что уже неплохо. Конечно, на первом этапе автоматизация любых процессов часто затратна, потому что нужно разработать новые ИТ-решения, возможно, создать некие цифровые платформы или сервисы. Мы рассчитываем, что механизм, который мы сейчас внедряем, не потребует значительных затрат, но при этом существенно сэкономит время и ресурсы всех участников процесса, а это и регулируемые компании, и тарифные органы субъектов. Также цифровизация добавит прозрачность тарифным решениям, обоснует их величину. Граждане будут больше доверять решениям властей, направленным на повышение качества услуг в сфере ЖКХ.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 17.07.2021 - 03:04