Поиск загружается...

О состоянии законности в сфере регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций ЖКХ

Версия для печатиВерсия для печати
О состоянии законности в сфере регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций ЖКХ

О состоянии законности в сфере регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса

Анализ состояния законности и результаты проведенной Генеральной прокуратурой РФ с участием прокуроров субъектов Российской Федерации проверки в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса за период 2006-2008 гг. свидетельствуют о неудовлетворительном положении дел и многочисленных нарушениях закона в рассматриваемой сфере. Только в 2008 году прокуроры выявили более 5000 подобных нарушений закона. 

Негативное влияние на ситуацию оказывают факты издания законодательными и исполнительными органами незаконных правовых актов, которые выявлены в ходе прокурорских проверок в Тульской, Магаданской областях, республиках Алтай, Адыгея и других регионах.

 

Отличаются правовым нигилизмом органы местного самоуправления, принимающие решения о регулировании тарифов за пределами предоставленной законом компетенции.

 

В ряде муниципальных образований отсутствуют органы тарифного регулирования и соответствующая нормативная правовая база (Калужская область, Чукотский автономный округ). Имеются многочисленные факты непринятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, надбавки, критерии доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; неутверждения технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — то есть невыполнения положений ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) (республики Адыгея, Марий Эл, Астраханская, Калужская, Псковская, Тульская, Ярославская области и другие регионы).

 

Прокурорами вскрыты факты установления тарифов, не соответствующих требованиям законодательства (республики Бурятия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Камчатский край, Калужская, Магаданская, Псковская, Рязанская, Тверская, Тульская, Ульяновская области и другие регионы). Выявлены многочисленные случаи установления тарифов без учета предельных индексов их возможного изменения, установленных Федеральной службой по тарифам РФ в среднем по субъектам Российской Федерации и региональными органами тарифного регулирования по муниципальным образованиям, что противоречит п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ.

 

Органы местного самоуправления допускают превышение полномочий при регулировании тарифов на тепловую энергию (Республика Адыгея, Астраханская, Калужская, Кировская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Тверская, Ульяновская области, Чукотский автономный округ), нарушают порядок установления и введения в действие тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Во многих муниципальных образованиях тарифы на жилищно-коммунальные услуги утверждаются формально, без обосновывающих расчетных материалов, без анализа затрат за период, предшествующий регулируемому.

 

Значительное количество нарушений связано с несоблюдением порядка и сроков введения в действие принимаемых тарифов. В частности, в нарушение требований ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ, ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ в решениях органов местного самоуправления необоснованно указывается на вступление в силу решений об установлении тарифов с момента подписания, тарифы вводятся в действие ранее чем через месяц после их принятия либо вообще распространяются на прошлые периоды времени.

 

Имеют место случаи неопубликования муниципальных правовых актов, устанавливающих тарифы (Республика Адыгея, Пензенская, Рязанская, Тверская области).

 

Ненадлежащим образом исполняются органами местного самоуправления возложенные на них ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ обязанности в части организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (республики Адыгея, Бурятия, Марий Эл, Магаданская, Псковская области, Ханты-Мансийский автономный округ и другие субъекты).

 

В ряде регионов органами местного самоуправления плата за содержание и ремонт жилья нередко устанавливается без проведения соответствующих конкурсов, как того требуют ст. 156 Жилищного кодекса РФ и п. 34 Правил содержания общего жилого имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (Республика Карелия, Кировская, Магаданская, Орловская, Псковская, Рязанская, Тульская, Ульяновская области).

 

Выявлены многочисленные факты нарушения органами местного самоуправления требований законодательства при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (Республика Бурятия, Калужская, Магаданская, Псковская, Тверская, Ульяновская области).

 

Многократные нарушения законодательства, в том числе антимонопольного, установлены в деятельности региональных органов тарифного регулирования. Так, ими не в полной мере обеспечивается баланс экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов, допускаются случаи установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей. Решение о предоставлении льгот зачастую не согласовывается с антимонопольным органом (республики Бурятия, Карелия, Марий Эл, Кировская, Магаданская, Псковская, Ульяновская области).

 

Распространены случаи установления незаконных и необоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, тепловую энергию, услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, по передаче тепловой энергии, а также установления сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков электрической энергии, платы за технологическое присоединение к региональным распределительным электрическим сетям. Допускаются факты включения в тарифы необоснованных расходов в нарушение требований ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ), Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (Республика Марий Эл, Астраханская, Калужская, Псковская, Тверская, Ульяновская области).

 

Региональными регулирующими органами нарушается порядок установления тарифов, надбавок, платы, предельных индексов. Нередки случаи принятия ими решений в отсутствие необходимых документов, подлежащих представлению регулируемыми организациями. Вопреки ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ производственные программы у организаций коммунального комплекса органами тарифного регулирования не запрашиваются и не согласовываются в необходимом порядке (республики Адыгея, Марий Эл, Астраханская, Пензенская, Псковская области).

 

Не всегда соблюдаются требования ст. 2 Федерального закона № 41-ФЗ, предусматривающей установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год до принятия закона субъекта Российской Федерации о его бюджете, а также изменение тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта (республики Карелия, Марий Эл, Магаданская область).

 

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории субъектов Российской Федерации. Распространенный характер носят факты осуществления такой деятельности в отсутствие установленных уполномоченным органом тарифов, на основании тарифов, не утвержденных уполномоченным органом, либо установленных самостоятельно (Кировская, Орловская, Пензенская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области, Ненецкий автономный округ и другие регионы).

 

Особое внимание прокуроры уделяют выявлению и пресечению фактов незаконного ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, а также отключения энергоснабжения потребителям, имеющим задолженность по оплате энергии, с нарушением установленного законом порядка (республики Бурятия, Северная Осетия – Алания, Калужская, Ульяновская области). 

 

По всем выявленным нарушениям законодательства прокурорами приняты соответствующие меры реагирования. По результатам проверок в 2008 году внесено более 1400 представлений, на незаконные правовые акты принесено более 800 протестов, предъявлено более 1700 исков в суды общей юрисдикции и более 600 исков в арбитражные суды, прокурорами возбуждено более 130 производств по делам об административных правонарушениях. По материалам прокурорских проверок возбуждено 50 уголовных дел.

 

Исполнение законодательства в указанной сфере отношений продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в надзорной деятельности прокуроров.

 

 

Ссылка на источник

Как русские женщины останавливают такие "адские" тарифы? Прочтите историю о реальной экономии на платежах в ЖКХ.

Может ли ЖКХ быть прибыльным? Еще один пример из нашей жизни.

 

Годы: 

Регионы: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Редактор
Дата публикации: 14.04.2009 - 03:29