Поиск загружается...

Каким образом складываются тарифы в регионах РФ сегодня и что будет завтра?

Версия для печатиВерсия для печати

Каким образом складываются тарифы в тех или иных регионах РФ?

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, ростом цен на ГСМ, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами.

Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Полномочиями по осуществлению контроля за применением регулируемых тарифов и проведению проверок хозяйственной деятельности организаций в сфере регулируемого ценообразования наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При расчете тарифов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации учитываются расходы организации на осуществление регулируемой деятельности.     

Достаточно широкий диапазон тарифов, установленных для регулируемых организаций в различных субъектах Российской Федерации, обусловлен, прежде всего, следующими факторами:

  • объемом реализации коммунальных услуг (обратно-пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа);
  • территориальным расположением, характером местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, появляется необходимость дополнительного подъема воды в горной местности;
  • уровнем энергоемкости установленного оборудования;
  • степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии;
  • наличием собственных источников добычи ресурсов или использованием покупных товаров и услуг;
  • другими причинами и особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

В частности, значительную долю в структуре тарифа на тепловую энергию занимает топливная составляющая, которая зависит от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше природного газа). Не менее важными факторами, оказывающими существенное влияние на себестоимость производства и реализации тепловой энергии, являются: уровень загрузки источника тепловой энергии (ТЭЦ, котельных), и, как следствие, при низком уровне загрузки - более высокие удельные нормы расходы энергоносителей, а также конструктивные особенности и плотность застройки жилья, обуславливающие соответственно различные величины тепловых нагрузок и потерь тепла.

Дальнейшая тенденция развития цен на услуги ЖКХ

В целях формирования условий для снижения уровня издержек, повышения заинтересованности организаций коммунального комплекса в их снижении, энергосбережении, повышении энергетической эффективности, а также обеспечения требуемого уровня инвестиций в коммунальной сфере в настоящее время на уровне федеральной исполнительной власти осуществляется ряд мер, направленных на переход к долгосрочному тарифообразованию. Данные меры позволят в среднесрочной перспективе значительно замедлить темпы роста тарифов организаций коммунального комплекса.

Вместе с тем, тариф является лишь одной из составляющих платежа за коммунальную услугу. Не менее значимое влияние на уровень платы оказывает величина объема услуг, которая может определяться по приборам учета, либо в их отсутствие с использованием утвержденного норматива потребления коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данные мониторинга утвержденных органами местного самоуправления нормативов свидетельствуют о значительной дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг, как между субъектами Российской Федерации, так и между муниципальными образованиями внутри одного субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что существует общий алгоритм и установленные методы расчета, нормативы, утвержденные органами местного самоуправления для одинаковых по всем параметрам (конструктивным особенностям, территориальным факторам и др.) зданий в различных муниципальных образованиях могут отличаться в разы. Учитывая, что норматив потребления коммунальных услуг имеет физический смысл и в первую очередь зависит от конструктивных особенностей зданий и климатических условий, сильная дифференциация внутри конкретного субъекта Российской Федерации говорит о разнообразии в подходах к регулированию нормативов органами местного самоуправления при определении и утверждении нормативов.

Согласно требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, данный фактор должен быть полностью нивелирован к 2013 году при полном переходе на оплату коммунальных услуг по приборам учета. Вместе с тем, в целях обеспечения единообразия в подходах к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории субъектов Российской Федерации целесообразным выглядит на период 2010-2012 гг., то есть до момента повсеместного установления приборов учета, передать полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации.

Также следует отметить, что в коммунальной отрасли существует разрыв между установленными тарифами для населения и их экономически обоснованным уровнем (так называемое «перекрестное субсидирование»). Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования, как это происходит в ряде муниципальных образований, приводит к значительному росту тарифов для населения, также является дополнительным фактором роста платежей ЖКХ.

 

Влияние федеральных органов исполнительной власти на решение проблемы роста платы в сфере ЖКХ.

Утверждение предельных индексов на уровне субъектов Российской Федерации способствует определению более сбалансированных подходов к утверждению предельных индексов по муниципальным образованиям, исходя из обеспеченности бюджетов муниципальных образований, уровня оплаты коммунальных услуг населением в каждом конкретном муниципальном образовании и социальных последствий при принятии того или иного решения.

Вместе с тем, на федеральном уровне функционирует система мониторинга и контроля за осуществлением государственного регулирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также эффективная система рассмотрения экономических споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

 Федеральная Служба Тарифов РФ

Годы: 

Регионы: 

Отрасли: