Поиск загружается...

Госрегулирование тарифов на оптовом рынке электроэнергии отменяется!

Версия для печатиВерсия для печати
Госрегулирование тарифов на оптовом рынке электроэнергии отменяется!

Правительству в ближайшее время, возможно, придется принимать меры по ограничению роста стоимости электроэнергии. С 1 января 2011 года отменяется госрегулирование тарифов на оптовом рынке электроэнергии!

Полная либерализация оптового рынка должна увеличить вклад генерации в окончательный энерготариф. И, как следствие, снизить сетевую составляющую в нем. У регулирующих органов сузится пространство для маневра при установлении тарифов на передачу энергии. Что, в свою очередь, ставит под угрозу переход на RAB-регулирование в сетях. Велика вероятность, что чиновники не будут торопиться с ним. Тем более, посткризисный и предвыборный год – не лучшее время для экспериментов с ценами на электро­энергию.

О полной либерализации оптового рынка для всех категорий потребителей, кроме населения, было известно еще до ликвидации РАО «ЕЭС России». Хотя в пик кризиса звучали предложения об отсрочке даты ликвидации госрегулирования при производстве электроэнергии. Но правительство на такие меры не пошло, гарантировав инвесторам, купившим крупные пакеты акций генкомпаний, рыночные принципы ценообразования в обмен на инвестиции. Сейчас производственная составляющая в конечной цене электроэнергии составляет примерно 55–60%. Эксперты прогнозируют, что после либерализации вклад генерации в окончательную цену достигнет 65%. С учетом платы за услуги Федеральной сетевой компании за передачу энергии по магистральным сетям (порядка 9% в окончательном тарифе) и сбытовой надбавки (еще 4%) на распределительные сетевые компании остается около 28% сейчас и порядка 23% после либерализации.

Очевидно, что при таком раскладе все повышение конечного энерготарифа будет поглощать генерация, на сети потенциала роста уже не хватит. Либо регуляторам придется одновременно удовлетворять аппетиты и сетевиков, и производителей и в итоге согласиться на рост стоимости электроэнергии сразу на десятки процентов. Такой сценарий представляется маловероятным, тем более что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) уже объявила предельные уровни роста цен на электроэнергию для населения – 10%. С учетом ранее объявленного тренда на ликвидацию перекрестного субсидирования вряд ли стоит ожидать, что затраты на электроэнергию для юрлиц вырастут на более высокую величину. Это наводит на мысль, что государство сейчас предпочтет ограничить аппетиты сетевых компаний и не будет слишком торопить последних с переходом на тарифообразование по методу доходности инвестированного капитала (RAB).

Косвенным подтверждением служит приказ Федеральной службы по тарифам № 174-э)/8 от 29 июля 2010 года об утверждении новой методики расчета тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций. Документ вступил в силу лишь в конце октября 2010 года. Как пояснил «Ф.» источник в одной из компаний «Холдинга МРСК», по сути, новая методика – просто усовершенствованный метод «затраты плюс», но с 12-процентной инвестиционной составляющей. Утвердить его ФСТ пришлось, чтобы исполнить постановление правительства № 30-Р от 19 января 2010 года, которое обязывает сетевые компании, ранее относившиеся к холдингу РАО «ЕЭС России», с января 2011 года перейти на долгосрочные методы тарифного регулирования. До выхода июньского приказа ФСТ единственной долгосрочной методикой регулирования тарифов в сетях являлся RAB.

Теперь при наличии обновленного нормативного аппарата ФСТ может не торопиться с утверждением методики RAB во всех компаниях. Ведь метод долгосрочных параметров, в отличие от RAB, не предполагает существенного роста тарифа на передачу.

По данным «Холдинга МРСК», всего на RAB-регулирование перешли 19 филиалов МРСК. При этом аналитик петербургской компании «Ленмонтажстрой» Ирина Мушка отмечает, что существует некая вероятность, что ФСТ просто не успеет согласовать параметры перехода для всех компаний, поскольку на сегодня параметры RAB утверждены для 36 из 69 регионов. Аналитик RMG Владимир Самородов более категоричен. По его мнению, примерно треть всех компаний, которые должны перейти на RAB с нового года, не сделают этого. «Сомнительно, что новую методику тарифообразования будут принимать в «МРСК Северного Кавказа», «МРСК Юга», «Кубаньэнерго». Кавказ – социально чувствительный регион. Повышение тарифов там приведет не к росту выручки, а к увеличению неплатежей», – отмечает он. «Точно не перейдут на RAB Чечня и Дагестан», – утверждает сотрудник одной из дочек «Холдинга МРСК». RAB лучше применим в тех сетевых компаниях, которые рассчитывают на привлечение инвестиций. Вторая методика долгосрочного регулирования более подходит для регионов, где большие инвестиции не требуются, добавляет он.

Очень осторожно к новой методике подходят и региональные власти, которые, в конечном итоге, будут ответственны за изменение тарифов в подотчетном субъекте Федерации. Переход на RAB потребует более тщательной проработки локальных инвестпрограмм в части строительства и реконструкции энергообъектов. Ведь именно на основе завизированных главами регионов инвестпрограмм компаний и будут рассчитываться окончательные параметры тарифов сетевых компаний. На основе этих схем будет вестись строительство новых энергомощностей и, как следствие, создаваться инфраструктура на тех или иных территориях субъекта Федерации. Учитывая качество планирования, а также негибкость региональных стратегий, тут возможны проблемы.

Еще один повод для беспокойства: с переходом на RAB регионы потеряют возможность контролировать финансовые потоки сетевых компаний на пятилетний период регулирования. Серьезно повлиять на тариф после утверждения параметров RAB Федеральной службой по тарифам власти уже не смогут. Определенное опасение у глав субъектов Федерации вызывает и принцип распределения тарифной выручки. После реформы РАО ЕЭС региональные АО-энерго сменились на межрегиональные ОГК и ТГК в генерации и МРСК в энергопередаче. Далеко не у всех региональных правителей есть уверенность в том, что собранные в его регионе средства пойдут на возведение сетевых объектов здесь же, а не уйдут к соседям. «Мы готовы перейти на новую методику, если это не повлечет за собой роста тарифов и все деньги, полученные с жителей Архангельской области, останутся в регионе и будут использованы для развития сетей, строительства подстанций, повышения энергообеспеченности нашей области», – отметил губернатор Архангельской области Илья Михальчук в ходе встречи с главой «Холдинга МРСК» Николаем Швецом. Под подобным утверждением мог бы подписаться любой региональный лидер.

«Политические риски перехода на RAB существуют и с учетом предстоящих выборов 2012 года», – говорит Владимир Самородов. Хотя, отмечает он, власти регионов не окончательно лишаются возможности влияния на тариф на передачу электроэнергии. Поскольку RAB предусматривает возможность регулировки тарифа в течение долгосрочного периода регулирования, определенные рычаги влияния у регионов на компании все же остаются.

Сетевые компании, которые по различным причинам не смогут перей­ти на RAB, окажутся в незавидном положении. С переходом на долгосрочные методики тарифного регулирования они лишаются важнейшего источника своих доходов – платы за технологическое присоединение. Если раньше эта плата предусматривала возмещение затрат на строительство энергоисточников, то теперь она будет состоять только из расходов, понесенных сетевой компанией непосредственно на подключение энергоустановки потребителя к электрическим сетям. То есть из платы за присоединение будет исключена инвестиционная составляющая. А в доходах некоторых сетевых компаний в докризисный период поступления от услуг по техприсоединению достигали половины всей выручки. «Постановление правительства, которым было утверждено взимание платы за техприсоединение, по сути, спасло сетевые компании, во второй половине нулевых годов серьезно нуждавшиеся в инвестиционных средствах», – говорит председатель совета директоров Ленинградской областной управляющей электросетевой компании Лев Хабачев. По его мнению, в течение ближайших пяти лет нельзя было отказываться от прежнего подхода к формированию платы за техприсоединение. Правда, источник в одной из распредсетевых компаний утверждает, что в настоящее время обсуждается возможность сохранения инвестиционной составляющей в Моск­ве и Санкт-Петербурге.

Потребность в инвестициях для электросетевой отрасли по-прежнему высока. Директор по экономике «Холдинга МРСК» Алексей Сергутин отметил, что на реновацию оборудования российского сетевого комплекса нужна сумма порядка 3 трлн рублей. Это колоссальные деньги, которые не позволят полностью обеспечить даже массовый переход на RAB.

По мнению Ирины Мушки, если все же случится так, что не все филиалы МРСК перейдут на RAB, то новость окажет нейтральное влияние на сектор в целом, за исключением тех компаний, которые не успеют перейти на новую систему с 1 января 2011-го. Очевидно, инвесторы будут продавать бумаги таких компаний и делать ставку на рост финансовых показателей и капитализацию МРСК, перешедших на RAB, тем более что потенциал роста по некоторым эмитентам сектора превышает 100%. Задержка сроков перехода филиалов на RAB связана с желанием правительства сдержать инфляцию в 2011 году в пределах 5–6%, а рост тарифов монополий – в пределах 15%, полагает она.

Перед российскими властями стоит нелегкий выбор – продолжить реформирование энергетического комплекса с неизбежным ростом тарифов (по оценкам Минэкономразвития, если в 2010 году в среднем для российских промышленных потребителей 1 кВт·ч обходится в 5,2 евроцента, то к 2013 году его стоимость вырастет до 7,8 евроцента) или отложить непопулярные решения на более поздний период. Верным вариантом представляется продолжение реформ, ведь рост тарифов, с одной стороны, увеличивает расходы на экономику, а с другой – заставляет ее субъекты становиться более энергоэффективными, а значит, и конкурентоспособными.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: admin
Дата публикации: 09.12.2010 - 15:35