Поиск загружается...

Что такое муниципальные стандарты предоставления коммунальных услуг?

Версия для печатиВерсия для печати
муниципальные стандарты предоставления коммунальных услуг

Что такое муниципальные стандарты предоставления коммунальных услуг?

Проблемы качества, надежности, экономической и энергетической эффективности предоставления коммунальных услуг, качества обслуживания потребителей и соответствия качества тарифам на ЖКУ и платежной способности населения, бюджетов разных уровней и прочих покупателей коммунальных услуг, вопросы инфраструктурной привлекательности муниципального образования как существенного компонента его инвестиционной привлекательности являются актуальными аспектами реализации реформы ЖКХ.

Проблемы определения качества коммунальных услуг уже долгое время стоят перед специалистами ЖКХ. Жилищный кодекс, вслед за прежним законодательством, требует обеспечить возможность снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) несоответствующего качества. Сейчас существует возможность не платить за ЖКУ низкого качества, но процедуры оформления снижения платежей громоздки и требуют много времени. Поэтому отдельные специалисты предлагают использовать упрощенные показатели оценки качества коммунальных услуг, которые базируются на опросах потребителей10. Такие способы измерения полезны, но только в сочетании с количественными характеристиками параметров предоставления коммунальных услуг. Даже при отсутствии упрощенных процедур жители сами не оплачивают в полной мере услуги низкого качества или переходят на альтернативные способы получения ЖКУ. Население очень четко отслеживает качество ЖКУ. Без приборов учета жители умудряются довольно точно платить только за реально отпущенную услугу, но, правда, при этом становятся должниками за услуги, которые им не предоставлялись.

Нет ясности в отношении того, что именно является приобретаемым продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, м3, кВт-ч), или параметры комфорта, по которым оценивается сам факт предоставления или отсутствия услуги и качество работы предприятий ЖКХ (температура и влажность в помещении, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц т.п.).

Потребность в определении критериев качества возникает также при формировании системы отношений муниципалитета с операторами муниципальных коммунальных систем. Необходима система индикаторов, на основе которой можно задать координаты целевого состояния коммунальных систем, вести мониторинг динамики их состояния и применять штрафные санкции при условии невыполнения взятых обязательств. Функцию этих индикаторов и должны выполнить муниципальные стандарты. Речь идет именно о муниципальных стандартах, поскольку состояние коммунальных систем очень похожих городов может существенно отличаться.

Муниципальные стандарты предоставления коммунальных услуг- это система показателей, характеризующих параметры оптимальности структуры коммунальной системы, ее надежности, энергетической и экономической эффективности, качества услуги и качества работы с абонентами, доступность услуг и соответствие их стоимости показателям платежеспособности основных групп потребителей. При этом важно определение самой коммунальной услуги. Эти показатели могут устанавливаться на уровне СНиП, но поскольку состояние многих объектов далеко от нормативного, постольку базовые уровни стандартов должны отражать реальную ситуацию и устанавливаться для каждого муниципального образования с учетом исходного состояния коммунальных систем.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют перечень муниципальных стандартов предоставления коммунальных услуг из примерного перечня. Этот перечень не является ни полным, ни исчерпывающим. В каждом блоке перечня муниципальных стандартов предоставления коммунальных услуг можно выбирать несколько показателей.

В нынешних условиях, как правило, администрации требуют от коммунальных предприятий обеспечить бесперебойность снабжения коммунальными услугами и поддерживать сложившееся за последние 30-40 лет качество проживания. В явной форме не ставится задача кардинального повышения качества коммунальных услуг и уровня комфорта проживания в жилищах с уровня 70-х годов ХХ века до нынешнего уровня стран Европы.

Но даже если такая задача и ставится, то не ясно, что же собой представляет этот уровень. Понятно, что он не может измеряться одним показателем. Попыток систематизировать данные о качестве и надежности работы коммунальных систем очень еще немного. Можно отметить работу Института экономики города по сравнению таких показателей для российских водоканалов. ЦЭНЭФ попытался систематизировать такую информацию для систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также электроснабжения. Нужно продолжить работу по поиску и систематизации такой информации, с тем, чтобы появились ориентиры, к которым необходимо стремиться коммунальным операторам. Такую информацию необходимо систематически обновлять.

Выделено шесть блоков муниципальных стандартов: (1)показатели технико-экономической оптимальности коммунальной системы; (2)показатели надежности; (3)показатели энергетической эффективности; (4)показатели качества ресурса и качества обслуживания потребителей, (5)показатели экономической эффективности и ликвидности; (6)показатели пределов платежеспособности потребителей и тарифы на коммунальные услуги. В каждом блоке может быть несколько индикаторов, которые и становятся муниципальными стандартами предоставления коммунальных услуг.

Значения отобранных показателей муниципальных стандартов обязательно определяются для базового года. Затем определяются целевые значения стандартов, которые должны быть достигнуты оператором муниципальных коммунальных систем к заданному моменту времени. Целевые стандарты предоставления коммунальных услуг формируются на основе оценки возможностей привлечения инвестиций и современных управленческих технологий, позволяющих гарантированно обеспечить их выполнение. Целевые значения уровней стандартов формулируются с учетом требований комплексной программы развития коммунальных систем (муниципального энергетического плана).

Штрафные санкции за невыполнение требований муниципальных стандартов предоставления услуг  теплоснабжения

На случай невыполнения требований муниципальных стандартов предоставления коммунальных услуг в договоре на делегирование управления муниципальными системами (в какой бы форме этот договор ни заключался) обязательно указываются штрафные санкции. Санкции за невыполнение требований муниципальных стандартов накладываются органом, регулирующим тарифы, в форме снижения тарифа по процедуре, оговоренной в договоре на делегирование управления муниципальными системами теплоснабжения.

Санкции за невыполнение требований муниципальных стандартов предоставления коммунальных услуг могут также накладываться Департаментом ЖКХ субъекта в форме сокращения или прекращения финансирования капитальных вложений за счет средств его бюджета или отказа от предоставления гарантий по кредитам.

Годы: 

Регионы: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Редактор
Дата публикации: 26.07.2009 - 04:44