Бензин в России, США и Европе. Где дороже в действительности?
Вопрос этот очень странный. Потому что топливо в России не дороже, а именно дешевле, чем в Америке. Причем дешевле в среднем на 30 процентов. А потому, просто невозможно удержаться от «реплики из зала», в качестве которой и предлагаю рассматривать этот текст.
Дата | Дизельное топливо (Diesel Fuel) | АИ-92 (Regular) | АИ-95 (Midgrade) | Источник данных | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
США | 28.03.2011 | 3,93 долларов за галлон, вкл. все налоги | 29,36 рублей за литр | 3,60 долларов за галлон, вкл. все налоги | 26,85 рублей за литр | 3,72 долларов за галлон, вкл. все налоги | 27,76 рублей за литр | U.S. Energy Information Administration (EIA) |
Россия | 28.03.2011 | 23,41 рублей за литр | 23,25 рублей за литр | 25,30 рублей за литр | Госкомстат РФ | |||
Евросоюз | 06.04.2011 | 1,36 евро за литр, вкл. все налоги | 54,54 рублей за литр | 1,43 евро за литр, вкл. все налоги | 57,40 рублей за литр | Europe's Energy Portal |
Для справки: 1 (американский) галлон = 3,78 литра
Данные по ценам в России и Европе сегодня открыты и всем доступны. Актуальные цены и их сравнение вы можете видеть в таблице.
Средняя цена бензина Midgrade, аналога нашего Аи-95 составляет сейчас в США 27,76 рублей за литр (почти на 9 процентов выше, чем у нас). Цены приведены с учетом курса доллара (ЦБ) и пересчета с галлонов на литры. А дизельное топливо стоит в США 29,36 рублей за литр против наших средних 23,41 рублей за литр (выше, чем в РФ на 20 процентов).
Сравнивая цены в США и России, мы видим, что только иногда цены в двух странах становятся практически одинаковыми, а в среднем же цены в США процентов на тридцать выше, чем в России.
Есть масса товаров и услуг, которые в США дешевле, чем у нас: недвижимость, одежда, автомобили, продукты питания. Но топливо, это как раз то, что в США дороже, чем в России. Все кто утверждают, что топливо в России дороже, чем в США или не разбираются в вопросе (добавим, что не особо и хотят в нем разобраться, потому что составить представление о реальном положении дел не составляет никакого труда), или же те, сознательно дезинформирует общественность.
Американские цены менее зарегулированы и сильнее реагируют на колебания цен на нефть: при росте мировых цен на нефть, американский бензин и дизельное топливо растут быстрее и отрываются от российских, при удешевлении — быстрее опускаются и в такие моменты сближаются с ценами в России. Это ярко очень ярко отобразилось в период резких колебаний цен в 2008-2009 гг. По бензинам ситуация в целом аналогичная, но бензинов мы экспортируем по минимуму, поэтому корреляция там не такая наглядная и мы используем графики именно по дизельному топливу.
Итак, цены бензина у нас ниже, чем в США, но почему вообще наши цены на топливо сравнивают с ценами в США? Мы топливо в США не экспортируем, а кроме того, США огромные (в том числе и военные) усилия прикладывает, чтобы цены на энергоносители для себя держать на приемлемом уровне и этот уровень, как было показано превышает уровень цен в России.
Но почему, например, так редко можно услышать о наших ценах в сравнении с ценами на топливо в Европе? Ведь именно в Европу мы экспортируем основные объемы топлива. В таблице, приведенной выше, вы можете увидеть, что дизельное топливо в Европе сейчас в среднем стоит 54,5 рублей за литр! А 95-ый бензин 57,4 рубля за литр, т. е. в два раза дороже чем у нас! Разве не странно, что об этом никто не говорит?
Кстати, интересный расчет современных цен на бензин в сравнении с ценами в СССР приводил в свое время журнал «Эксперт» (№ 35 (529) от 25.09.2006) в статье «Грезим о бензиновом рае». Так, покупательная способность 153 рублей (среднедушевой доход советских трудящихся в 1988 году) составляла в то время 383 литра бензина, сейчас же этот показатель (при среднедушевом доходе 9868,7 рубля в июле 2006 года) составляет 567 литров. Таким образом цены в 1988 году по паритету покупательной способности были на 48% выше цен на бензин образца 2006 года!
Мы добывающая страна
Конечно, есть страны, где цена на бензин все-таки ниже, чем в России. В том числе конечно и добывающие страны.
В Венесуэле цены на бензин составляет 5 центов. В Саудовской Аравии цены ниже российских в 2,3 раза, а в Нигерии, еще одной нефтяной стране — в 5,5 раза. Цена на бензин в Венесуэле — это что называется «почти даром». Конечно Венесуэла вообще страна экзотическая, и если в ценах на бензин и субсидирует население, то например, в вопросах электроэнергии наоборот советует соотечественникам буквально «ходить в туалет с фонариком», чтобы беречь электроэнергию. Итак, факт заключается в том, что цена на топливо в России как ни обидно не самая низкая в мире, но все же ниже чем цена в развитых странах, порой значительно.
На уровень цен топлива влияет не столько то, добывающая страна или нет, сколько баланс спроса и предложения в стране, объем и качество перерабатывающих мощностей, величина транспортных издержек (морские перевозки на порядок дешевле сухопутных), степень монополизации внутренних рынков, а главное действующая в данной конкретной стране система налогообложения. В России в цене бензина доля налогов составляет примерно половину —это в 2,5 раза больше, чем в тех же США и примерно соответствует европейской. Если налоговая нагрузка на производителей и продавцов бензина в России будет такой же, как в США, то федеральный бюджет недосчитается более 100 млрд рублей в год, но цены на топливо при этом могут снизиться примерно на 30%. А если вдруг встанет задача во что бы то ни стало сделать цены как в Венесуэле, т. е. 5 центов, то потери бюджета станут совершенно запредельными.
Еще один момент. Сравнивая цены в разных странах и потери бюджета от недополучения налогов необходимо не забывать про абсолютный объем потребления топлива в этих странах. Трудно сказать, сколько автомобилей в Нигерии с ее 150 миллионным населением, но представляется, что все-таки значительно меньше чем в России. В Саудовской Аравии с ее 28 млн. человек населения автопарк, а значит и объем потребления бензина в стране также ниже, чем в России — это значит, что субсидирование снижения цен на бензин со стороны государства и компаний обойдется значительно дешевле.
Но возможно и в России будут снижены налоги на отрасль и следом снизятся и цены на бензин? За счет чего? Или возможно цены снизятся после все ожидаемой модернизации нефтеперерабатывающих заводов и увеличения выпуска качественных высокооктановых бензинов? Но не станут ли цены после модернизации НПЗ наоборот выше? Или требование низких (ниже, чем где?) цен упирается в налоги? Хотите цены на топливо как в Нигерии — просто помните, что в месте с ними вы получите и уровень образования, обороны и медицины тоже как в Нигерии.
Герман Чеботарев,
Генеральный директор Benzindex.ru