Уровень благосостояние общества напрямую зависит от экономического роста. Это аксиома. Но пока какого-либо ускорения у нас нет. Наоборот, как уже писала «ФГ», страна находится в состоянии экономической неопределенности.
Все ждут 1 октября этого года, когда правительство предложит конкретные меры по реализации майского указа президента. Напомним, что стоит цель в ближайшие 6 лет обеспечить темпы роста ВВП выше среднемирового показателя, который составляет 3,7%. Однако каких-либо конкретных идей на этот счет, как известно, не существует. Хотя российской экономике и в самом деле необходим мощный прорыв, прежде всего в технологической области.
По-видимому, нужно не ждать основополагающих решений, имеющих большой и быстрый экономический эффект, но более мелко и точечно искать возможности ускорения роста. Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов в мае представил доклад о том, что мешает бизнесу развиваться. Недавно к нему было составлено специальное приложение, посвященное проблемам постоянного роста тарифов на товары и услуги инфраструктурных монополий, поставляющих на рынок газ, электроэнергию, тепло, воду и осуществляющих железнодорожные перевозки. Столь пристальное внимание к этому вопросу во многом объясняется исследованиями Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По его расчету, 1% роста тарифов приводит к падению темпов роста на 0,1% ВВП.
Претензии к монополиям
Исследования ИНП РАН показывают, что с 2007 по 2017 год, то есть за 10 лет, тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей выросли в 2,25 раза; на грузовые железнодорожные перевозки – в 2,31 раза; на тепловую энергию – в 2,78 раза; на газ – в 3,31 раза. Однако при этом цены производителей выросли не столь существенно – всего в 2,06 раза (см. график). Таким образом, рентабельность производства особенно среди малых и средних предприятий значительно упала. Соответственно, требовать от сферы МСП роста эффективности и обеспечение повышения темпов экономического роста затруднительно.
Кроме того, на протяжении последнего десятилетия тарифы инфраструктурных монополий оказывали заметное воздействие на параметры немонетарной инфляции. В отдельные годы инфляция росла до 40% от итогового изменения, и только за счет роста цен на товары и услуги инфраструктурных монополий. Последние годы, правда, правительство проводит обеспечение роста тарифов по формуле: инфляция – 1%. И действительно, для конечных потребителей, физических лиц 1 июля 2017 года цены на электричество, газ и другие услуги выросли в среднем на 2–4%. Но совсем недавно цены ежегодно росли на 9% и даже больше.
Исследования РАН показывают, что ежегодно правительство РФ в рамках прогнозов социально-экономического развития страны рассматривает вопрос о повышении регулировании тарифов, стараясь сдержать их рост, но при этом отсутствует системный анализ взаимного влияния их изменений в разрезе всех отраслей экономики. На самом деле получается, что тарифы рассчитываются по принципу накопления расходов субъектов инфраструктурных монополий. Последние же закладывают в рост цен достигнутый уровень расходов, в основе которого лежат экономически необоснованные накопленные затраты государственного регулирования. Иными словами монополии берут весь рост своих расходов и просят прибавить к ним темпы инфляции и затраты на модернизацию своего производства. В итоге, как утверждает ИНП РАН, текущие затраты инфраструктурных монополий завышены в среднем по стране на 30%. При этом конечный тариф включает в себя все неэффективные затраты. А эта неэффективность распределяется в платежках, как на население, так и на малый и средний бизнес.
Здесь интересно напомнить, что в начале XXI века для физического потребителя 1 киловатт электроэнергии в час стоил не многим больше рубля. Глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс говорил, что реформа на рынке электроэнергии приведет к тому, что стоимость 1 кВт*ч будет колебаться в районе 2–3 руб. При этом обещался также рост надежности поставок. Однако, как известно, во многих регионах 1кВт*ч стоит более 5 руб.
Высокие цены на электроэнергию, помимо прочего, приводят к накоплению задолженности по оплате. Так, на 1 января 2017 года долги на оптовом рынке перед поставщиками электроэнергии достигла 61,3 млрд руб. Задолженность на розничных рынках составила на 1 февраля 2017 года 257,6 млрд руб., увеличившись по сравнению с январем 2016 года на 42,8%.
Как увеличить эффективность тарифного регулирования?
Центр мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК) подсчитал, что потенциал снижения затрат монополий только за счет эффективности использования ресурсов может составлять до 30%. Можно сократить расходы, например, только по сетевым организациям того или иного региона до 44%. А в целом сокращение тарифной нагрузки на потребителей может составить 27,8%.
Кроме того, необходимо, как считают в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова, устранить противоречия между различными государственными органами, которые регулируют действия инфраструктурных монополий. Ставки тарифов ежегодно устанавливаются Госдумой отдельным законом, который является приложением к бюджету РФ. Но необходимые расчеты предоставляют в правительстве на основе данных целого ряда ведомств: министерств энергетики, строительства и ЖКХ, а также Федеральной антимонопольной службы.
В результате получается, что рост единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения составил по разным подсчетам от 104 до 140%. То есть принцип «инфляция минус 1%» явно не соблюдается. В сфере теплоснабжения ЦМОК отметил, что 38% решений содержат признаки нарушения законодательства РФ. В сфере водоснабжения и водоотведения нарушений 22%.
Есть также необъяснимый разброс ставок технологического присоединения во всех отраслях монополий. Так, разница ставок присоединения к электрическим сетям в 2017 году в зависимости от региона составила 324 раза внутри федерального округа и 1486 раз по России в целом. Это разница между Камчатским краем и Республикой Бурятия. А разница между тарифными ставками водоснабжения составила более 6000 раз, в теплоснабжении – более 160 раз.
Эти нарушения, как считает Борис Титов, необходимо как можно быстрее ликвидировать. Но самое главное, что предлагается – это обеспечение реальной конкуренции на оптовых и розничных рынках между производящими и сбытовыми организациями, входящими в инфраструктурные монополии.
Реформы должны обеспечить возможности выхода на оптовый рынок сбытовых компаний, а также компаний – потребителей, объединяющих группы разрозненных потребителей, вплоть до домохозяйств. Борис Титов считает, что необходимо законодательно закрепить право свободного выбора поставщика электроэнергии из сбытовой компании. Последнее предложение особо актуально.
Дело в том, что реформа РАО ЕЭС, которая закончилась в 2008 году, ограничилась системной перестановкой: были разделены генерирующие, сетевые и сбытовые мощности. На их основе появились новые компании. Однако эти изменения во многих случаях не привели к возможности выбора потребителями поставщиков, которые могли бы предоставить электроэнергию по наименьшей цене. То есть, несмотря на наличие внешних признаков, настоящей конкуренции на этом рынке так и не получилось. Газовая же монополия не только осталась, но и приобрела 25% от генерирующих мощностей и стала еще большей монополией. Поэтому цены на газ растут быстрее, чем цены на электричество.
И последнее, чтобы разобраться в ситуации окончательно, Борис Титов предлагает заморозить тарифы для всех потребителей на 2 года. Это может стать очень существенным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в России, но трудно сказать, способно ли это предложение воплотиться в жизнь. Ведь помимо того, что это противоречит интересам слишком многих, и прежде всего, конечно, монополий, действующие законы такого развития не предполагают. Впрочем, 28 июня глава общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Александр Калинин предложил наделить бизнес-омбудсмена правом законодательной инициативы.
Константин Смирнов