Поиск загружается...

Бизнес требует обуздать рост цен инфраструктурных монополий

Версия для печатиВерсия для печати
Бизнес требует обуздать рост цен инфраструктурных монополий

Уровень благосостояние общества напрямую зависит от экономического роста. Это аксиома. Но пока какого-либо ускорения у нас нет. Наоборот, как уже писала «ФГ», страна находится в состоянии экономической неопределенности.

Все ждут 1 октября этого года, когда правительство предложит конкретные меры по реализации майского указа президента. Напомним, что стоит цель в ближайшие 6 лет обеспечить темпы роста ВВП выше среднемирового показателя, который составляет 3,7%. Однако каких-либо конкретных идей на этот счет, как известно, не существует. Хотя российской экономике и в самом деле необходим мощный прорыв, прежде всего в технологической области.

По-видимому, нужно не ждать основополагающих решений, имеющих большой и быстрый экономический эффект, но более мелко и точечно искать возможности ускорения роста. Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов в мае представил доклад о том, что мешает бизнесу развиваться. Недавно к нему было составлено специальное приложение, посвященное проблемам постоянного роста тарифов на товары и услуги инфраструктурных монополий, поставляющих на рынок газ, электроэнергию, тепло, воду и осуществляющих железнодорожные перевозки. Столь пристальное внимание к этому вопросу во многом объясняется исследованиями Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По его расчету, 1% роста тарифов приводит к падению темпов роста на 0,1% ВВП.

Претензии к монополиям

Исследования ИНП РАН показывают, что с 2007 по 2017 год, то есть за 10 лет, тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей выросли в 2,25 раза; на грузовые железнодорожные перевозки – в 2,31 раза; на тепловую энергию – в 2,78 раза; на газ – в 3,31 раза. Однако при этом цены производителей выросли не столь существенно – всего в 2,06 раза (см. график). Таким образом, рентабельность производства особенно среди малых и средних предприятий значительно упала. Соответственно, требовать от сферы МСП роста эффективности и обеспечение повышения темпов экономического роста затруднительно.

Кроме того, на протяжении последнего десятилетия тарифы инфраструктурных монополий оказывали заметное воздействие на параметры немонетарной инфляции. В отдельные годы инфляция росла до 40% от итогового изменения, и только за счет роста цен на товары и услуги инфраструктурных монополий. Последние годы, правда, правительство проводит обеспечение роста тарифов по формуле: инфляция – 1%. И действительно, для конечных потребителей, физических лиц 1 июля 2017 года цены на электричество, газ и другие услуги выросли в среднем на 2–4%. Но совсем недавно цены ежегодно росли на 9% и даже больше.

Исследования РАН показывают, что ежегодно правительство РФ в рамках прогнозов социально-экономического развития страны рассматривает вопрос о повышении регулировании тарифов, стараясь сдержать их рост, но при этом отсутствует системный анализ взаимного влияния их изменений в разрезе всех отраслей экономики. На самом деле получается, что тарифы рассчитываются по принципу накопления расходов субъектов инфраструктурных монополий. Последние же закладывают в рост цен достигнутый уровень расходов, в основе которого лежат экономически необоснованные накопленные затраты государственного регулирования. Иными словами монополии берут весь рост своих расходов и просят прибавить к ним темпы инфляции и затраты на модернизацию своего производства. В итоге, как утверждает ИНП РАН, текущие затраты инфраструктурных монополий завышены в среднем по стране на 30%. При этом конечный тариф включает в себя все неэффективные затраты. А эта неэффективность распределяется в платежках, как на население, так и на малый и средний бизнес.

Здесь интересно напомнить, что в начале XXI века для физического потребителя 1 киловатт электроэнергии в час стоил не многим больше рубля. Глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс говорил, что реформа на рынке электроэнергии приведет к тому, что стоимость 1 кВт*ч будет колебаться в районе 2–3 руб. При этом обещался также рост надежности поставок. Однако, как известно, во многих регионах 1кВт*ч стоит более 5 руб.

Высокие цены на электроэнергию, помимо прочего, приводят к накоплению задолженности по оплате. Так, на 1 января 2017 года долги на оптовом рынке перед поставщиками электроэнергии достигла 61,3 млрд руб. Задолженность на розничных рынках составила на 1 февраля 2017 года 257,6 млрд руб., увеличившись по сравнению с январем 2016 года на 42,8%.

Как увеличить эффективность тарифного регулирования?

Центр мониторинга и контроля за ценообразованием (ЦМОК) подсчитал, что потенциал снижения затрат монополий только за счет эффективности использования ресурсов может составлять до 30%. Можно сократить расходы, например, только по сетевым организациям того или иного региона до 44%. А в целом сокращение тарифной нагрузки на потребителей может составить 27,8%.

Кроме того, необходимо, как считают в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова, устранить противоречия между различными государственными органами, которые регулируют действия инфраструктурных монополий. Ставки тарифов ежегодно устанавливаются Госдумой отдельным законом, который является приложением к бюджету РФ. Но необходимые расчеты предоставляют в правительстве на основе данных целого ряда ведомств: министерств энергетики, строительства и ЖКХ, а также Федеральной антимонопольной службы.

В результате получается, что рост единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения составил по разным подсчетам от 104 до 140%. То есть принцип «инфляция минус 1%» явно не соблюдается. В сфере теплоснабжения ЦМОК отметил, что 38% решений содержат признаки нарушения законодательства РФ. В сфере водоснабжения и водоотведения нарушений 22%.

Есть также необъяснимый разброс ставок технологического присоединения во всех отраслях монополий. Так, разница ставок присоединения к электрическим сетям в 2017 году в зависимости от региона составила 324 раза внутри федерального округа и 1486 раз по России в целом. Это разница между Камчатским краем и Республикой Бурятия. А разница между тарифными ставками водоснабжения составила более 6000 раз, в теплоснабжении – более 160 раз.

Эти нарушения, как считает Борис Титов, необходимо как можно быстрее ликвидировать. Но самое главное, что предлагается – это обеспечение реальной конкуренции на оптовых и розничных рынках между производящими и сбытовыми организациями, входящими в инфраструктурные монополии.

Реформы должны обеспечить возможности выхода на оптовый рынок сбытовых компаний, а также компаний – потребителей, объединяющих группы разрозненных потребителей, вплоть до домохозяйств. Борис Титов считает, что необходимо законодательно закрепить право свободного выбора поставщика электроэнергии из сбытовой компании. Последнее предложение особо актуально.

Дело в том, что реформа РАО ЕЭС, которая закончилась в 2008 году, ограничилась системной перестановкой: были разделены генерирующие, сетевые и сбытовые мощности. На их основе появились новые компании. Однако эти изменения во многих случаях не привели к возможности выбора потребителями поставщиков, которые могли бы предоставить электроэнергию по наименьшей цене. То есть, несмотря на наличие внешних признаков, настоящей конкуренции на этом рынке так и не получилось. Газовая же монополия не только осталась, но и приобрела 25% от генерирующих мощностей и стала еще большей монополией. Поэтому цены на газ растут быстрее, чем цены на электричество.

И последнее, чтобы разобраться в ситуации окончательно, Борис Титов предлагает заморозить тарифы для всех потребителей на 2 года. Это может стать очень существенным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в России, но трудно сказать, способно ли это предложение воплотиться в жизнь. Ведь помимо того, что это противоречит интересам слишком многих, и прежде всего, конечно, монополий, действующие законы такого развития не предполагают. Впрочем, 28 июня глава общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Александр Калинин предложил наделить бизнес-омбудсмена правом законодательной инициативы.

Константин Смирнов

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 02.07.2018 - 14:48