Поиск загружается...

Методические рекомендации по вопросам регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории города Иркутска

Версия для печатиВерсия для печати

1. Общие положения.

2. Производственные показатели.

3. Формирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод.

1.Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по вопросам регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории города Иркутска (далее «Методические рекомендации») разработаны в соответствии с:

- Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции федеральных законов N 184-ФЗ от 26 декабря 2005 г., N 258-ФЗ от 29 декабря 2006 г., N 230-ФЗ от 18 октября 2007 г.);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;

- приказом Минрегионразвития РФ от 10 октября 2007 года N 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса";

- приказом Минпромэнерго РФ от 20 декабря 2004 года N 172 "Об утверждении методики определения неучтенных расходов и потерь воды в системах водоснабжения".

1.2. Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на существующие, а также вновь образованные организации коммунального комплекса всех форм собственности, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. Иркутска.

1.3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные термины и понятия:

"регулирующий орган":

Орган регулирования г. Иркутска (далее по тексту - орган регулирования) -

это совокупность структурных подразделений администрации г. Иркутска, осуществляющих в рамках своей компенсации полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в случае, если потребители, находящиеся на территории г. Иркутска, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

"инвестиционная программа" - определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее также - инвестиционная программа).

"Производственная программа организации коммунального комплекса" - программа деятельности указанной организации по обеспечению производства товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры (далее - производственная программа).

Значения иных понятий, используемых в настоящем Порядке, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

1.4 Основные цели Методических рекомендаций:

-установление единого методологического подхода к формированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод на территории города Иркутска; -выявление скрытых резервов снижения затрат по каждой стадии технологического процесса;

-экономически обоснованное распределение затрат между видами услуг; -создание экономической заинтересованности у предприятий, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, очистке сточных вод в повышении эффективности использования ресурсов и снижении стоимости оказываемых услуг;

-оптимальное сочетание экономических интересов производителей и потребителей услуг.

1.5 Перечень услуг водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Услуги водоснабжения:

-подъем воды;

-очистка воды;

-транспортирование воды.

Услуги водоотведения:

-перекачка сточной жидкости;

-очистка сточной жидкости;

-транспортирование и утилизация сточной жидкости.

2.Производственные показатели.

Все плановые производственные показатели определяются на основе анализа ожидаемых показателей их исполнения за 3 предшествующих года в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 г. N 101 и согласовываются с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска.

Объемы отпущенной воды, а также объемы сточных вод, принятых в канализационную сеть от всех потребителей, должны корреспондироваться с показателями договоров на поставку услуг. Для этого в расчетных материалах предусматривается перечень потребителей с разбивкой объемов в зависимости от назначения получаемых услуг, в том числе и собственных объемов основного производства.

Утечки и неучтенный расход воды в системе определяются как итог суммарного количества поднятой воды и полученной со стороны за минусом количества воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений и отпущенной всем потребителям.

При формировании производственной программы Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска принимается:

количество воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений, - не более 5 процентов в суммарном объеме воды, пропущенной через очистные сооружения в проектируемый период; величина утечек и неучтенного расхода воды в системе - не более 10 процентов от отпущенной воды всем потребителям.

Если данные показатели у хозяйствующего субъекта складываются выше, их необходимо обосновать соответствующими расчетами:

а) количество воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений, и его доля в суммарном объеме воды, пропущенной через очистные сооружения в проектируемый период, исходя из принятой в организации технологии очистки воды согласно СНиП 2.04.02-84; б) процент утечек и неучтенный расход воды в системе более 10 процентов от объема отпущенной всем потребителям воды;

а также представить план мероприятий по повышению качества ремонта сети и водопроводных устройств, по инвентаризации потребителей и установке средств измерений.

В расчетных материалах, прилагаемых к производственным показателям системы водоотведения, необходимо указать вид системы: общесплавная или раздельная. В случае общесплавной канализации объемы ливневой канализации должны быть выделены отдельны.

3.Формирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод.

Формирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется по стадиям технологического процесса: подъем воды (перекачка сточной жидкости), очистка воды (очистка сточной жидкости), транспортирование воды (транспортирование и утилизация сточной жидкости) в соответствии с балансовой принадлежностью или эксплуатационной ответственностью основных производственных фондов водоснабжения и водоотведения. Форма, перечень документов и расчетов, предоставляемых в орган регулирования для проведения экспертизы тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод приведены в приложениях 1-8.

Затраты, включаемые в расчет тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, группируются в соответствии с экономическим содержанием на:

Прямые расходы:

материалы; электроэнергия; амортизация; ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт;

затраты на оплату труда основного персонала;

единый социальный налог;

цеховые расходы;

общеэксплуатационные расходы;

внереализационные расходы.

Группировка затрат по стадиям технологического процесса и статьям затрат позволяет рассчитать тарифы на каждом этапе технологического процесса. Особенности формирования отдельных статей расходов по стадиям технологического процесса отражены в подразделах.

Если хозяйствующие субъекты оказывают полный комплекс услуг водоснабжения или водоотведения, то прибыль рассчитывается к сумме расходов

по всем стадиям технологического процесса.

Если хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования.

В тарифы не включаются расходы хозяйствующих субъектов, связанные с привлечением ими избыточных ресурсов, недоиспользованием производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.

3.1 Определение расходов на подъем воды.

Расходы на подъем воды состоят из затрат на эксплуатацию: а) водозаборных сооружений, к которым относятся сооружения для забора подземных вод или водоприемные сооружения и сооружения для забора поверхностной воды;

б) зданий, сооружений и насосно-энергетического оборудования насосных станций.

Прямые расходы.

Статья "Электроэнергия" - определяются расходы по действующим или прогнозируемым на расчетный период тарифам на силовую электроэнергию, расходуемую на забор воды и создание необходимого напора в сети, а также на оплату присоединенной мощности электрооборудования.

Электроэнергия, расходуемая на освещение, относится на соответствующие статьи цеховых расходов.

Предприятия, имеющие двигатели внутреннего сгорания, расходы на топливо выделяют в отдельную статью.

Затраты на электрическую энергию определяются как произведение суммарного расхода электрической энергии на ее стоимость, действующую на момент расчета или прогнозируемую.

Из суммарного электропотребления исключаются расходы электроэнергии, необходимой для проведения ремонтных и других работ, не относящихся к технологическому процессу, а также для обеспечения работы вентиляционного оборудования и освещения, которые учтены в соответствующих статьях себестоимости. Статья "Амортизация" - определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, непосредственно участвующих в подъеме воды: насосных станций и других сооружений по забору воды. Сумма амортизации основных средств для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, и зависит от способа начисления амортизации, принятого на предприятии. Кроме того, в орган регулирования необходимо представлять план использования средств амортизационных отчислений на обновление основных средств.

Если сумма амортизации в регулируемом периоде значительно превышает сумму амортизации отчетного периода, затраты на капитальный ремонт должны включаться в регулируемом периоде в меньшем размере, чем были в отчетном периоде. Если установленная мощность оборудования или сетей используется менее чем на 75 процентов, то регулирующий орган может поставить вопрос о включении амортизационных отчислений по статье затрат "Амортизационные отчисления", с понижающим коэффициентом с учетом степени использования мощностей. Если насосная и фильтровальная станции совмещены в одном здании, его амортизация относится на соответствующие стадии технологического процесса пропорционально занимаемой площади.

Статья "Ремонт и техническое обслуживание"
- расходы на проведение всех видов ремонта и техническое обслуживание сооружений и оборудования по подъему воды определяются исходя из следующих затрат: -амортизация оборудования, закрепленного за ремонтной службой; -электроэнергия, материалы, запасные части и горючесмазочные материалы, используемые для выполнения работ;

-оплата труда работников ремонтной службы, в том числе заработная плата водителей аварийных машин;

-единый социальный налог для этой категории работников; -оплата услуг подразделений и сторонних организаций, связанных с выполнением ремонтных работ.

В расчетных материалах все элементы затрат должны быть обоснованы графиками планово-предупредительных ремонтных работ, расчетом численности ремонтного персонала, справкой о средней заработной плате основного технологического персонала за предшествующий период, нормами расхода каждого конкретного вида материалов, топлива и т.д., независимо от исполнителя предоставления данных работ.

Расчет затрат на проведение капитального ремонта основных производственных фондов составляется на основании: аварийных актов, актов диагностического обследования, статистики и анализа повреждений, смет капитального ремонта, выполненных организацией, имеющей лицензию на составление сметной документации; плана капитального ремонта на текущий год с указанием источников финансирования, наименования служб, заключивших договор на выполнение этих работ; актов приемки выполненных работ за предшествующий период.

В затраты на проведение капитального ремонта основных производственных фондов не входят затраты на их приобретение в случае плановой замены. При отсутствии перечисленных обоснований проектируемые суммы затрат на проведение капитального ремонта основных производственных фондов не учитываются. Статья "Затраты на оплату труда" - определяется фонд заработной платы рабочих насосных станций водопровода, насосных установок для подкачки воды, водозаборов подземных вод, водозаборных сооружений из поверхностных источников следующих профессий:

машинист насосных установок; оператор водозаборных сооружений; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике; другие профессии рабочих, непосредственно занятых на сооружениях по забору воды.

Наименования профессий рабочих определяются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Работники автотранспорта, подсобные рабочие и другой персонал, обслуживающий насосные станции, относятся к цеховому персоналу, и заработная плата по этой категории работников учитывается в статье "Цеховые расходы". Для определения затрат на оплату труда необходимо определить численность, которая устанавливается отраслевыми федеральными и региональными нормативными документами. Нормативы численности определяются в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22.03.1999 N 66.

Заработная плата рабочих, участвующих в заборе воды, складывается из основной и дополнительной заработной платы. Оплата труда и системы премирования не должны противоречить действующему законодательству. Расходы, относимые на заработную плату по регулируемому виду деятельности и включаемые в расчет тарифа, определяются исходя из нормативной численности обслуживающего персонала и тарифных ставок, утвержденных в установленном порядке организацией коммунального комплекса (для предприятий муниципальной формы собственности) или предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации (для организаций немуниципальной формы собственности). Орган регулирования может корректировать нормативную численность обслуживающего персонала в соответствии с результатом анализа использования численности за отчетный период.

Статья "Единый социальный налог"
- определяются размеры отчислений по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда работников, определенных в статье "Затраты на оплату труда". Статья "Прочие цеховые расходы" - включаются другие расходы, связанные с производством и реализацией, не вошедшие в вышеперечисленные статьи: расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; затраты на страхование имущества, учитываемого в составе производственных фондов цехового назначения.

Статья "Цеховые расходы"
- расходы рассчитываются при оказании нескольких видов услуг одним цехом организации и включают расходы на: содержание общих помещений цехов; содержание аппарата управления цеха; содержание прочего цехового персонала; единый социальный налог; амортизацию основных производственных фондов цеха; износ малоценного и быстроизнашивающего инвентаря; прочие расходы.

Цеховые расходы по регулируемому виду деятельности включаются в расчет тарифа после их распределения по всем видам услуг, оказываемых цехом организации согласно принятой ею учетной политике, в доле, приходящейся только на данный регулируемый вид деятельности.

Статья "Общеэксплуатационные расходы"
- отражаются затраты, связанные с содержанием и управленческой деятельностью аппарата управления, а также затраты общего назначения, не относящиеся к определенному виду услуг, - автотранспортного цеха с ремонтными мастерскими, отдела сбыта, абонентского отдела диспетчерской службы, затраты по содержанию центральных складов и т.п.: затраты на оплату труда; единый социальный налог; затраты на командировки и перемещения; затраты на содержание зданий и сооружений общеэксплуатационного характера; затраты на содержание пожарной службы, сторожевой охраны; прочие расходы.

Общеэксплуатационные расходы по регулируемому виду деятельности включаются в расчет тарифа после их распределения по всем видам деятельности организации согласно принятой ею учетной политике в доле, приходящейся только на данный регулируемый вид деятельности.

Прибыль:
При расчете тарифов учитывается величина прибыли, необходимая для обеспечения организаций средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, собственными средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:

-развитие производства, в том числе капитальные вложения, исходя из производственной программы организаций коммунального комплекса;

-социальное развитие, включая образование фондов, исходя из условий коллективного договора;

-дивиденды по акциям;

-налоги, уплачиваемые из прибыли;

-прибыль на прочие цели.

3.2. Определение расходов на очистку воды.

Расходы на очистку воды состоят из затрат на эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений станций водоочистки:

- по очистке воды: сетчатые барабанные фильтры, реагентное хозяйство, смесительные устройства, воздухоотделители, камеры хлопьеобразования, вертикальные и горизонтальные отстойники, осветлители с взвешенным осадком, сооружения для осветления высокомутных вод, фильтры, контактные осветлители; - по обеззараживанию воды: хлораторные, вспомогательные помещения хлорного хозяйства, хлоропроводы, трубопроводы для хлорной воды, орошаемые скрубберы, растворные баки, электролизеры, установки для аммонизации, оборудование аммиачного хозяйства, бактерицидные установки; по обезжелезиванию, умягчению, опреснению и обессоливанию воды: аэраторы, фильтры, умягчительные установки, установки опреснения и обессоливания воды. Статья "Материалы"- определяются затраты на химические реагенты: коагулянт, жидкий хлор, аммиак, полиакриламид, известь и другие виды реагентов, применяемые для очистки воды.

Годовая потребность химических реагентов определяется путем умножения объема очищенной воды на норматив удельного расхода химических реагентов. Нормы расхода химических реагентов определяются на основании действующих нормативно-технических документов с учетом местных условий. Для определения расходов по данной статье рекомендуется применять действующие СНиП 2.04.02-84 "Водопровод. Наружные сети и сооружения". В расчетных материалах необходимо обосновать нормативными документами или расчетами, проведенными на основании лабораторных исследований и предписаний санитарно-эпидемиологических служб:

-установленные и фактические нормы расхода материалов, требуемых для очистки исходного качества воды;

-проводимые методы обработки воды и другие мероприятия для изменения показателей качества или устранения их влияния с целью обеспечения бесперебойной подачи воды, соответствующей требованиям ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая", а также доведения качества сточных вод до установленных водоохранных требований;

-стоимость приобретения материальных ресурсов с учетом дефляторов, учитывающих влияние инфляции.

При отсутствии таких обоснований орган регулирования вправе корректировать проектируемые нормы расхода и принимать стоимость материальных ресурсов в соответствии со средней сложившейся в г. Иркутске стоимостью заводов - поставщиков аналогичных материалов.

Статья "Затраты на оплату труда"
- определяется фонд заработной платы рабочих, работающих на очистке воды:

операторов на фильтрах; операторов хлораторной установки; коагулянтщиков; машинистов компрессорных установок; озонаторщиков; операторов.

Расходы по заработной плате лаборантов, пробоотборщиков, слесарей и электромонтеров по ремонту оборудования, подсобных рабочих, электрогазосварщиков, машинистов бульдозера, водителей автомобилей и рабочих других профессий, участвующих в процессе очистки воды, относятся на статью «Цеховые расходы».

Услуги сторонних организаций - отражаются затраты, связанные с приобретением воды у другой водоснабжающей организации. Стоимость услуг сторонних организаций рассчитывается исходя из выполненных объемов и установленных тарифов.

3.3. Определение расходов на транспортирование воды
Определение расходов на транспортирование воды включает в себя расчет затрат на эксплуатацию и текущий ремонт сооружений и оборудования водопроводной сети. По статье "Затраты на оплату труда" определяется фонд заработной платы рабочих, занятых содержанием и текущим ремонтом сооружений и оборудования сетевого хозяйства: обходчиков водопроводной сети, слесарей аварийно-восстановительных работ.

В цеховые расходы
включаются затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией водопроводных сетей, электрогазосварщиков и других профессий рабочих, участвующих в процессе транспортирования воды.

3.4. Определение расходов на перекачку сточных вод
Расходы на перекачку сточных вод включают затраты по станциям перекачки: насосным и воздуходувным.

Статья "Амортизация"
- отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов станций перекачки: помещений решеток и дробилок, приемного резервуара, машинного отделения, насосно-энергетического оборудования, подводящих коллекторов к насосным станциям, других сооружений и оборудования по перекачке сточных вод. Статья "Затраты на оплату труда" - определяется фонд заработной платы рабочих, обслуживающих сооружения и оборудование станций перекачки: машинистов насосных установок, операторов на решетках, слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтеров по обслуживанию электрооборудования.

3.5. Определение расходов на очистку сточных вод
Расходы на очистку сточных вод состоят из затрат на эксплуатацию следующих сооружений для очистки сточных вод и обработки их осадков:

для механической очистки сточных вод;

для биологической очистки сточных вод;

для насыщения очищенных сточных вод кислородом;

для обеззараживания сточных вод;

для глубокой очистки сточных вод;

для физико-химической очистки сточных вод;

для адсорбционной очистки сточных вод;

для ионообменной очистки сточных вод;

для электротехнической очистки сточных вод;

ультрафиолетовые установки на системах канализации;

склады с материалами для очистки, илопроводы.

Статья "Материалы"
- нормы расхода материалов определяются на основании действующих нормативно-технических документов с учетом местных условий. Для определения расходов по данной статье рекомендуется применять СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".

Затраты на материальные ресурсы, используемые для очистки ливневых стоков, не учитываются.

Статья "Затраты на оплату труда"
- включается фонд заработной платы рабочих, обслуживающих оборудование и сооружения по очистке сточных вод и утилизации осадка: операторов на решетках, операторов на песколовках, операторов на отстойниках, операторов на метантенках, операторов на биофильтрах, операторов на фильтрах, операторов на аэротенках, операторов сооружений по удалению осадка, операторов на иловых площадках, операторов полей орошения и фильтрации, операторов установок по обезвоживанию осадка, операторов установки по сушке осадка, операторов хлораторной установки, машинистов насосных установок, машинистов компрессорных установок и т.д. Статья "Услуги сторонних организаций" - отражаются затраты, связанные с платой за прием канализационных стоков в канализацию другой организации. Стоимость услуг сторонних организаций рассчитывается исходя из выполненных

объемов и установленных тарифов.

 

Теги: 

Типы правовых документов: 

Регионы: 

Годы: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Nastyusha
Дата публикации: 24.09.2009 - 01:34