Поиск загружается...

Высокие цены на бензин в России. Реальность или миф?

08.04.2011 Аналитика Benzindex.ru: Высокие цены на бензин в России. Реальность или миф?

Цена бензина в России — тема горячая. Кому из нас не доводилось возмущаться их ростом и клясть правительство, «спекулянтов» и еще кого только можно. Но возможно сама тема цен на бензин уже обросла столькими расхожими клише, что сама стала спекулятивной по большому счету?

Как только разговор заходит о высоких ценах на бензин, обязательно услышишь, что вот мол, цены сегодня в России выше, чем в добывающих странах и как же такое может быть? Но самое поразительное, это упорство с которым, что называется «невзирая на факты», озвучивается тезис, что наши цены на топливо якобы выше цен на бензин США или Европе.

Вот и на широко разрекламированном форуме «Есть ли предел топливному беспределу?» К. Бабкин заявил тему «Почему в России дороже, чем в Америке?»

Бензин в России, США и Европе. Где дороже в действительности?

Вопрос этот очень странный. Потому что топливо в России не дороже, а именно дешевле, чем в Америке. Причем дешевле в среднем на 30 процентов. А потому, просто невозможно удержаться от «реплики из зала», в качестве которой и предлагаю рассматривать этот текст.

  Дата Дизельное топливо
(Diesel Fuel) АИ-92 (Regular) АИ-95 (Midgrade) Источник данных США 28.03.2011 3,93
долларов за галлон, вкл. все налоги 29,36
рублей за литр 3,60
долларов за галлон, вкл. все налоги 26,85
рублей за литр 3,72
долларов за галлон, вкл. все налоги 27,76
рублей за литр U.S. Energy Information Administration (EIA) Россия 28.03.2011 23,41
рублей за литр 23,25
рублей за литр 25,30
рублей за литр Госкомстат РФ Евросоюз 06.04.2011 1,36
евро за литр, вкл. все налоги 54,54
рублей за литр 1,43
евро за литр, вкл. все налоги 57,40
рублей за литр Europe's Energy Portal

Для справки: 1 (американский) галлон = 3,78 литра

Данные по ценам в России и Европе сегодня открыты и всем доступны. Актуальные цены и их сравнение вы можете видеть в таблице.

Средняя цена бензина Midgrade, аналога нашего Аи-95 составляет сейчас в США 27,76 рублей за литр (почти на 9 процентов выше, чем у нас). Цены приведены с учетом курса доллара (ЦБ) и пересчета с галлонов на литры. А дизельное топливо стоит в США 29,36 против наших средних 23,41 рублей за литр (выше, чем в РФ на 20 процентов).

Сравнивая цены в США и России, мы видим, что только иногда цены в двух странах становятся практически одинаковыми, а в среднем же цены в США процентов на тридцать выше, чем в России.

Есть масса товаров и услуг, которые в США дешевле, чем у нас: недвижимость, одежда, автомобили, продукты питания. Но топливо, это как раз то, что в США дороже, чем в России. Все кто утверждают, что топливо в России дороже, чем в США или не разбираются в вопросе (добавим, что не особо и хотят в нем разобраться, потому что составить представление о реальном положении дел не составляет никакого труда), или же те, сознательно дезинформирует общественность.

Американские цены менее зарегулированы и сильнее реагируют на колебания цен на нефть: при росте мировых цен на нефть, американский бензин и дизельное топливо растут быстрее и отрываются от российских, при удешевлении — быстрее опускаются и в такие моменты сближаются с ценами в России. Это ярко очень ярко отобразилось в период резких колебаний цен в 2008-2009 гг. По бензинам ситуация в целом аналогичная, но бензинов мы экспортируем по минимуму, поэтому корреляция там не такая наглядная и мы используем графики именно по дизельному топливу.

Итак, цены бензина у нас ниже, чем в США, но почему вообще наши цены на топливо сравнивают с ценами в США? Мы топливо в США не экспортируем, а кроме того, США огромные (в том числе и военные) усилия прикладывает, чтобы цены на энергоносители для себя держать на приемлемом уровне и этот уровень, как было показано превышает уровень цен в России.

Но почему, например, так редко можно услышать о наших ценах в сравнении с ценами на топливо в Европе? Ведь именно в Европу мы экспортируем основные объемы топлива. В таблице, приведенной выше, вы можете увидеть, что дизельное топливо в Европе сейчас в среднем стоит 54,5 рублей за литр! А 95-ый бензин 57,4 рубля за литр, т. е. в два раза дороже чем у нас! Разве не странно, что об этом никто не говорит?

Кстати, интересный расчет современных цен на бензин в сравнении с ценами в СССР приводил в свое время журнал «Эксперт» (№ 35 (529) от 25.09.2006) в статье «Грезим о бензиновом рае». Так, покупательная способность 153 рублей (среднедушевой доход советских трудящихся в 1988 году) составляла в то время 383 литра бензина, сейчас же этот показатель (при среднедушевом доходе 9868,7 рубля в июле 2006 года) составляет 567 литров. Таким образом цены в 1988 году по паритету покупательной способности были на 48% выше цен на бензин образца 2006 года!

Мы добывающая страна

Конечно, есть страны, где цена на бензин все-таки ниже, чем в России. В том числе конечно и добывающие страны.

В Венесуэле цены на бензин составляет 5 центов. В Саудовской Аравии цены ниже российских в 2,3 раза, а в Нигерии, еще одной нефтяной стране — в 5,5 раза. Цена на бензин в Венесуэле — это что называется «почти даром». Конечно Венесуэла вообще страна экзотическая, и если в ценах на бензин и субсидирует население, то например, в вопросах электроэнергии наоборот советует соотечественникам буквально «ходить в туалет с фонариком», чтобы беречь электроэнергию. Итак, факт заключается в том, что цена на топливо в России как ни обидно не самая низкая в мире, но все же ниже чем цена в развитых странах, порой значительно.

На уровень цен топлива влияет не столько то, добывающая страна или нет, сколько баланс спроса и предложения в стране, объем и качество перерабатывающих мощностей, величина транспортных издержек (морские перевозки на порядок дешевле сухопутных), степень монополизации внутренних рынков, а главное действующая в данной конкретной стране система налогообложения. В России в цене бензина доля налогов составляет примерно половину —это в 2,5 раза больше, чем в тех же США и примерно соответствует европейской. Если налоговая нагрузка на производителей и продавцов бензина в России будет такой же, как в США, то федеральный бюджет недосчитается более 100 млрд рублей в год, но цены на топливо при этом могут снизиться примерно на 30%. А если вдруг встанет задача во что бы то ни стало сделать цены как в Венесуэле, т. е. 5 центов, то потери бюджета станут совершенно запредельными.

Еще один момент. Сравнивая цены в разных странах и потери бюджета от недополучения налогов необходимо не забывать про абсолютный объем потребления топлива в этих странах. Трудно сказать, сколько автомобилей в Нигерии с ее 150 миллионным населением, но представляется, что все-таки значительно меньше чем в России. В Саудовской Аравии с ее 28 млн. человек населения автопарк, а значит и объем потребления бензина в стране также ниже, чем в России — это значит, что субсидирование снижения цен на бензин со стороны государства и компаний обойдется значительно дешевле.

Но возможно и в России будут снижены налоги на отрасль и следом снизятся и цены на бензин? За счет чего? Или возможно цены снизятся после все ожидаемой модернизации нефтеперерабатывающих заводов и увеличения выпуска качественных высокооктановых бензинов? Но не станут ли цены после модернизации НПЗ наоборот выше? Или требование низких (ниже, чем где?) цен упирается в налоги? Хотите цены на топливо как в Нигерии — просто помните, что в месте с ними вы получите и уровень образования, обороны и медицины тоже как в Нигерии.

Герман Чеботарев,
Генеральный директор Benzindex.ru

Форумы: 

Реклама