Поиск загружается...

Каким будет образование: платным или бесплатным?

Версия для печатиВерсия для печати
platnoe_obrazovanie_shkola

 

Вот и еще один учебный год позади. Но почему нет радости и облегчения, а одолевают, наоборот, мысли смутные и тягостные? Во-первых, впереди экзамены всякие разные, от выпускных до вступительных, а во-вторых - и в главных - не прибавляет оптимизма общий настрой.

   Поскольку ходят упорные слухи, что скоро наше среднее образование станет платным. Или может стать.

Но что удивляться и возмущаться? Все там будем, и все ТАК будет. Да оно уже и есть, если приглядеться и не лукавить. Куда деваться, если рынок, и вот спросите: что у нас осталось из бесплатного? (Сыр в мышеловке не называть!) Нет, если поднатужиться, то можно что-нибудь найти. Вот у нас недавно в парке, который от института Курчатова до станции метро «Щукинская» тянется, туалет открылся. Будка-то стоит от века, и когда-то в ней был-таки бесплатный туалет, а потом лет на семь его закрыли-законопатили; а недавно гуляю с собакой - батюшки-светы, открыт! Да еще табличка: бесплатный! Ну, думаю, это дело надо отметить... Ладно, про туалет к слову пришлось, но что касается школ и прочего: даже если все пойдет по этой схеме, что вы сможете возразить? И если уж начистоту: вам что, очень нравится, как сегодня учат детей в школах? Вообще, все, что происходит в среднем нашем образовании? И разве такое уж оно сейчас у нас «бесплатное»? А репетиторство? А коммерческие частные школы, которых уже немало? А в конце концов бесконечные и якобы незаконные (пока?) поборы с родителей на то, на се, на пятое, на десятое? А если взглянуть шире и вглубь, что там может нравиться, в нашей школе (не в Год учителя будь сказано и не в обиду настоящим педагогам, которые у нас все ж таки имеются)? Это ж такие контрасты, такие пропасти и крайности - слов не хватает описать! Я бы сказала, что разница между иными школами, учителями и учащимися такая же, как между моей соседкойпенсионеркой тетей Нюсей и каким-нибудь олигархом с Рублевки...

   С одной стороны, сериал «Школа», что бы там ни говорили, все-таки не выдуманный, не больная фантазия, а очень даже смахивающий на больную нашу реальность.

   Куда уж реальнее: вот отловит тележурналист на улице каких-нибудь оболтусов и спросит: а кто, мол, такой был Кутузов Михаил Илларионович? А эти дебилы только глаза пучат и гогочут. Хорошо, если камеру вопрошающему не разобьют.

   Но с другой стороны - по другой программе ТВ - откуда что берется?! Какие там «умницы и умники», и как они шутя расщелкивают разные теоремы чуть ли не Ферма! И в русской истории сильны, и мировую литературу назубок помнят, и даже Бебеля с Бабелем ни за что не спутают - и где только таких делают?! Еще крайности: с одной стороны, детки, которые бьют смертным боем своих учителей, да еще снимают это на видео. С другой - учителя, которые лупцуют чем ни попадя других деток: не школа, а чемпионат по боям без правил! (И это в общем-то при том, что есть у нас и нормальные школы, и учат там нормальных детей, и учителя там нормальные - только кому ж интересно всю эту нормальность на экран тащить, нам бы чего пожаренее, поострее, до оскомины уже...) Оно, конечно, если смотреть философически и диалектически (привет старику Гегелю), то из противоположностей, контрастов и противоречий, из их единства и борьбы, как нас когда-то учили в школе, вся наша жизнь и состоит. И состояла, и состоять будет - на то она и жизнь.

   И эти самые крайности противоречия, если классикам верить, как раз нашу жизнь вперед и двигают.

   ...Вперед ли? Между прочим, как советскую школу ни ругали, но, однако же, у нас даже самый распоследний двоечник и хулиган все-таки знал, кто такой Кутузов - хотя бы в общих чертах, хотя бы по фильму «Гусарская баллада»! Да и какие уж у нас были хулиганы - по сравнению с нынешними, просто воспитанники пажеского корпуса или института благородных девиц...  А вот помню, когда еще сын учился классе в 7-м, взяла его «Историю»... И через две страницы закричала караул.

   Просто в ужас пришла - при том, что, как-никак, по образованию я историк-архивист, понять, что там написаноизложено, было выше моих сил. Такой сумбур, такая каша, такая сумятица-невнятица!

Ладно, у нас в свое время, как мы шутили, в каждой строчке были только точки: п. с. с. В. И. Л, К. М., Ф. Э. и т. д. и т. п.

В смысле, одни сплошные ссылки на классиков марксизма-ленинизма.

   Но в тех, наших, учебниках, при всем при том была, господа мои хорошие, система, МЕТОДОЛОГИЯ! Изложено было просто, четко, ясно-понятно, разложено по полочкам - любо-дорого учиться.

   Хорошо, не нравится вам марксизм-ленинизм. Так уберите его, но полочки-то зачем ломать? Принцип ясного, четкого и стройного изложения, схему, структуру? Или я чего не понимаю, но ведь эти-то «полочки» и есть тот самый метод, методология. Вы возмущаетесь и негодуете, что наши дети не знают, кто такой был маршал Жуков и чем он знаменит - а вы в учебники их загляните! Я бы, если б по такому училась, может, тоже не знала! Или сомневалась... И тут дело даже не только и не столько в фальсификации истории, а просто изложено, написано все это плохо. Непрофессионально, неправильно и неталантливо.

   Ну и кино, конечно. Если раньше фильмов было мало, волей-неволей наизусть знали то, что показывали, - тут уж «Гусарская баллада» из головы не выскочит. Не то - теперь...

   ...А насчет платнобесплатного - ясно же, что в этой жизни ничего бесплатного уже не будет! Рынок, господа. За что боролись. Вот разве что еще какой-нибудь «туалеттипа-сортир» радением местных властей откроют, за что им будет наше огромное, человеческое, нутряное спасибо! А все остальное: нравится - не нравится, плати, моя красавица.

   Что поделаешь, привыкнем, куда деваться. К чему только не привыкли! Помните, когда в автобусахтроллейбусах-трамваях у нас завели АСКП с валидаторами и проход только через переднюю дверь - помните, как все орали и возмущались? Чуть не революции на остановках общественного транспорта устраивали. А прошло время - и ничего, обвыклись. Стоим себе чинно в очередях с талончиками-соцкартами.

   Понятно, что ушлый наш народ везде дорожку себе найдет-протопчет - и у нас теперь развелось множество не просто «зайцев», а «зайцевныряльщиков» - понятно, о чем речь, да? Которые под вертушку подныривают и прекрасно себе едут куда надо.

   ...Опять отвлеклась, сорока. Но вообще-то я так благодушно рассуждаю на эту тему ровно постольку-поскольку лично меня она уже/еще не касается и не волнует. Сын уже вышел давно из школьного возраста, а внуков (тьфу-тьфу) пока не ожидается. А если бы были, да еще школьно-предшкольного возраста, - тогда бы и узнала я, почем фунт лиха и учебы.

Тогда и разговор был бы у меня другой. А может, еще и будет.

 

Источник



Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Редактор
Дата публикации: 28.05.2010 - 21:13