Поиск загружается...

Полеты стоя и платный туалет. Как лоукостеры выбивают из пассажиров деньги

Версия для печатиВерсия для печати
Как лоукостеры выбивают из пассажиров деньги

Авиакомпании пытаются продавать самые неожиданные услуги

Плата за багаж, плата за регистрацию на рейс, плата за стакан воды... Заманивая пассажиров невысокими ценами на перелеты, лоукостеры стараются использовать малейшую возможность для того, чтобы вытрусить из этих самых пассажиров хотя бы одну лишнюю копеечку. К каким только уловкам не прибегают авиакомпании.

Скажем, берут деньги за регистрацию в аэропорту или заставляют доплачивать за возможность выбрать места для полетов. Авиакомпания Ryanair, к примеру, с января ввела новые правила при перевозе ручной клади: теперь пассажиры с обычными билетами могут зайти в самолет лишь с небольшой сумочкой, которую можно положить под сиденье спереди. Остальную ручную кладь (все эти милые маленькие чемоданчики на колесиках) при выходе на посадку заберут - получить их можно будет на ленте выдачи багажа в аэропорту прилета. Хотите, чтобы ваш чемоданчик летел с вами в салоне самолета? Доплачивайте (от 6 евро) и ни в чем себе не отказывайте. Или выбирайте одежду со множеством карманов, куда можно засунуть полчемодана и еще чуть-чуть. 

Но, как водится, нет предела мечтам. И руководители лоукостеров мучительно раздумывают, как же еще заработать. Самое очевидное - впихнуть в салон побольше пассажиров. С этой целью расстояния между креслами и сделали такого размера, что комфортно в них разве что детям.

"А ведь если пассажиры будут стоять, то сколько их в самолет может влезть!", - подумали в Италии и предложили авиакомпаниям вертикальные места для пассажиров.

Как уверяет итальянская компания Aviointeriors Group, благодаря креслам Skyrider 2.0 расстояние между рядами можно уменьшить до 60 см, а это значит, что в салон может поместиться на 20% больше пассажиров.

Это, кстати, уже вторая версия "стоячих кресел", больше похожих на спинку и велосипедное седло. В авиакомпании отмечают, что Skyrider 2.0 предназначен для перелетов на короткие расстояния и бояться неудобств нечего. Но вот во время презентации предыдущего проекта вертикальных кресел руководство Aviointeriors Group отмечало, что их разработка позволяет комфортно провести в воздухе от одного до трех часов. Неизвестно, правда, пробовали ли сами разработчики посидеть на своем детище несколько часов кряду.

Но в Ryanair, самом крупном лоукостере Европы, уже заявили, что не прочь прикупить такие кресла - заработок превыше всего! На вопросы же о том, что пока неизвестно, насколько такие кресла безопасны, руководство лоукостера и вовсе заявляет, что какая уж там безопасность во время полета - на такой скорости никакой ремень безопасности никого не спасет. Так что кто знает, не превратятся ли вскоре "летающие автобусы" в натуральные украинские маршрутки с крыльями, битком набитые пассажирами. Сами украинцы смогут проверить это уже в ближайшее время - ирландский низкобюджетный авиаперевозчик Ryanair начнет летать в украинские аэропорты уже этой осенью. Впрочем, президент Петр Порошенко на днях заявил, что во Львов самолеты ирландского лоукостера могут начать летать еще раньше.

Ryanair, кстати, не только самая крупная компания-лоукостер, но и, пожалуй, самая креативная. Так, к примеру, уже лет восемь ходят слухи о том, что авиакомпания намерена ввести плату за пользование туалетами. Мол, это будет стимулировать пассажиров справлять нужду в аэропортах, спрос на туалетные кабинки уменьшится и их количество на борту можно будет сократить с трех до одной. А это значит - плюс шесть дополнительных сидений для пассажиров. Стоимость посещения туалета планировалось установить на уровне одного евро или одного британского фунта. Ходили даже слухи о том, что авиакомпания совместно с Boeing уже работает над новой конструкцией туалета, зайти в который можно будет только после того, как страждущий бросит в специальный преемник монетку. Руководство компании с завидным постоянством эти слухи называет шутками, а потом запускает вновь. 

Идея о платных туалетах оказалась столь привлекательной, что несколько лет назад об этом заговорили даже в Украине. И хоть тогдашнее руководство МАУ заявило, что перед национальным авиаперевозчиком такая задача пока не стоит, полностью идею о платных туалетах там все же не отвергли. 

Впрочем, платные туалеты пока так и остаются проектом. Зато некоторые лоукостеры уже внедрили в жизнь идеи, которые ранее казались шуткой. Так, к примеру, все давно привыкли, что за перевес багажа надо доплачивать. Но лоукостер островного государства Самоа пошёл дальше - авиакомпания Samoa Air взвешивала самих пассажиров. Стоимость проезда рассчитывалась путем умножения базового тарифа на общий вес пассажира и его багажа. Так, к примеру, пассажир весом в 80 кг и с чемоданом в 20 кг заплатил бы за рейс $132, а пассажир весом 60 кг без чемодана - всего $80. Правда, такой креативный подход не помог компании удержаться на плаву: основанная в 2012-м компания уже в 2015-м ушла с рынка.

Еще одно креативное решение - платный провоз пакетов из Duty Free. На многих рейсах лоукостеров пакеты с духами и алкоголем, купленные в магазинах беспошлинной торговли, входят в число единиц ручной клади. К примеру, пассажирам WizzAir все покупки придется спрятать в одну сумку, или доплатить за вторую единицу ручной клади. А вот в российском лоукостере "Победа" придумали специальную оплату за провоз пакетов из Duty Free - с 2015-го там брали за это 10 евро, а летом 2016-го плату подняли до 35 евро.

На фоне множества платных услуг, которые лоукостеры предлагают пассажирам (от платы за багаж до платного выбора мест в салоне), руководители авиакомпаний время от времени заявляют, что не прочь сделать билеты на свои рейсы вовсе бесплатными. Так, к примеру, руководство того же Ryanair неоднократно заявляло, что подумывает сделать бесплатным ряд билетов на своих рейсах. Правда, только из маленьких аэропортов. Там рассчитывают, что появление лоукостера будет стимулировать развитие аэропортов, а те, в свою очередь, поделятся доходами с Ryanair.

А вот исландский лоукостер WOW air объявил, что намерен сделать свои полеты бесплатными за счет других источников - к примеру, брони жилья через авиакомпанию и прокат автомобилей. Даже больше: WOW air планирует еще и доплачивать тем пассажирам, которые будут писать об отдыхе в соцсетях, упоминая об авиакомпании.